dragonium

andresol


Блог Андрея Соловьева


Previous Entry Share Next Entry
Большие современные городские скульптуры
dragonium
andresol
Я уже понял, что мне хочется жить рядом с таким маршрутом длиной полчаса-час, по которому не надоедало бы ходить каждый день, в любое время года. Чтобы там была и “большая вода”, и горы, и деревья, и поезда ездили, и самолеты летали. К счастью, в Сиэтле недалеко от нашего дома есть не только Seattle Center, но и Olympic Sculpture Park.


Фонтан “Отец и сын” (2005) Луизы Буржуа - вода то закрывает отца от сына, то сына от отца - и никогда им друг друга не увидеть.

Парк был создан в 2007 году на месте промышленной свалки на берегу залива, и с тех пор пополняется скульптурами второй половины 20 - 21 века под эгидой Seattle Art Museum. Вот там мы любим гулять, когда никуда не надо идти. Многие фотки я оттуда уже показывал - красного абстрактного “Орла” или серебристое дерево. Со временем просыпается интерес узнать, что это за фигни. Вот, например, одна из самых внушительных скульптур.


Огромный вытянутый белый череп. Вначале и не поймешь - женщина это или мужчина. А потом читаешь, что это скульптура Echo (2014) - нимфа Эхо, которая наказана богами и может только повторять окончания чужих слов, - каталанского скульптора Jaume Plensa. Моделью послужила 9-летняя дочь его соседа.


Начинаешь читать Wikipedia и обнаруживаешь, что он автор знаменитых плюющихся фонтанов Crown Fountain в Millennium Park Чикаго. Видели такие. А еще многочисленных сидящих белых человечков, пустых внутри. В нашем же Сиэтле перед институтом Пола Аллена (со-основателя Microsoft) сидят два подобных персонажа.


Скульптура называется Mirall (2015) - “зеркало” по-каталански. Как я понял, по задумке автора эти двое должны быть зеркальными отражениями друг друга. Но стоит подойти к ним поближе, как будет вида жуткая халтура: они просто одинаковы, а не зеркальные изомеры. Печаль.


Каркас сделан из символов 7 шрифтов, включая кириллический. Типа умные челы. И тут я приведу три мысли о современном искусстве:


1) Искусствоведы говорят о “чуде узнавания”. Мол, художники и скульпторы специально делают похожие работы, чтобы выработать свой стиль. И мы - ценители искусства - испытываем восторг от того, что “таких лошадей я уже где-то видел”. Может быть. У Plensa полно таких белых сидящих челов. В MIT была скульптура “Алхимик” - точно такая же скорчившаяся фигура, но состоящая из цифр, а не букв. Но есть и более прозаическая причина.


2) На фото выше приведена скульптура Typewriter Eraser, Scale X (1999) скульптора Claes Oldenburg и его жены Coosje van Bruggen - гигантская стирательная резинка для печатающей машинки (я слишком молод, чтобы знать, что это такое). Находится в личной коллекции того же Пола Аллена. Такой он любитель современной скульптуры? Не уверен. Все дело в налогах. Это авторская копия еще нескольких таких же “стиралок”, и стояла она раньше в Olympic Sculpture Park (где ее даже хотели запретить фоткать):


Из чтения сайта IRS и других источников я понял, что схема следующая. Современному художнику заказывают сделать 10 “зеленых шагающих пианино”. Богатые меценаты покупают каждое за $100 тыс. Потом через год на престижном аукционе с большой помпой и под завывания искусствоведов, какое это новое слово в скульптуре, одно “пианино” продают за $10 млн. Все равно кому. Но теперь установлена “рыночная цена” на все остальные копии. Никто, конечно, в здравом уме их и за миллион покупать не будет. Но их можно подарить парку, музею или универу и списать с налогов $10 млн. И никак не прикопаешься, с точки зрения закона все легально. В выигрыше все: художник, музей и, конечно, меценаты. Кроме налогоплательщиков. Но хотя бы им (нам) достаются такие парки и музеи современного искусства, полные замечательных скульптур из серии “что же хотел сказать автор”:


Эта же семейная пара наделала еще ярких цветных скульптур. Гигантские варианты (не)обычных вещей. Я по Wiki только сейчас прочитал, что в Сан-Франциско есть вот такой Cupid’s Span (2002) - вы его видели?


Я нет, но буду иметь в виду. Если в городе нет ничего интересного, можно искать подобные современные скульптуры и кричать: “Art! Art!”. Главное - знать, что это скульптура, и не пройти случайно мимо. В нашем парке есть, например, и такая “Untitled” (2004-2007) скульптора Roy McMakin:


Белый ящик и стул - часть композиции из трех предметов.

3) Большие городские скульптуры подразумевают, что люди будут ходить вокруг, около и внутри них. В этом плане очень известен другой ныне живущий скульптор Richard Serra, который делает стены из ржавого железа, которые надо обходить, чтобы понять замысел художника:


Трогать при этом нельзя, железо должно быть правильно ржавым, а не заляпанным. Это был Wake (2003) - которым гордится наш сиэтлский парк. С возвышения можно видеть, что это не просто стены, а пять полых вытянутых тумб волнообразной формы - красота:


Кто бывал на кампусе Принстона, возможно, помнит работу Серра “Еж и лиса” (2000):


“Лиса знает много вещей, но еж знает одну важную вещь”, - писал древнегреческий поэт Архилох. Кто только ни ругал Ричарда Серра за вторичность, непонятность и неудобство его работ. Одну ржавую стену, которая перегородила площадь в Нью-Йорке, даже снесли, чем очень обидели художника: он уверен, что его работы site-specific, то есть делаются для определенного географического места и могут стоять только там.

Вы можете не знать имен скульпторов и названий скульптур, но согласитесь, что они больше украшают города, чем реалистичные бронзовые идолы генералов и отцов-основателей? В Сиэтле есть парочка и таких, помимо Ленина, но я вряд ли смогу написать о них столь же восторженно. А вот о современном и народном искусстве буду время от времени писать, если интересно.

  • 1
В SF MOMA есть что-то подобное из листов железа, лабиринт какой-то. И еще где-то было. Вообще схема про налоги очень хорошо объясняет все экспонаты в SF MOMA.

Про человечков я такое на фб видела у кого-то в фотоальбоме Бернинг-мен, думала, что там оригинальное. А оказывается, плагиат.

Про узнавание и похожесть это кстати интересная идея. Не знаю насчет кусков искусства, но ведь в общении с людьми мы и правда всегда стремимся найти общее и найденное общее дальнейшее общение скрашивает. По крайней мере на какой-то период. Вообще, как и во многом, грань между плагиатом, творческой переработкой и искусством очень тонка. А законы в этой сфере изрядно дебильны и нагибаемы в любую желаемую позицию при наличии сильного адвоката за много денег гонорара.

Ой, всяких любителей делать лабиринты, "ежи" и прочие загогулины из железа в истории искусства 20 века было полно. Вот уж не знаю, есть ли на скульптуры своя программа "Антиплагиат". Я посмотрел на сайте SF MOMA - работы Serra там тоже есть. Wiki пишет, что он с женой целые дома на Манхэттане под мастерские покупает. Не знаю, что там с налогами, но финансово ни он, ни его заказчики не бедствуют.

То, что художники такого уровня будут делать работы для Burning Man, я сомневаюсь. Поэтому то, что ты видела, скорее, пародия. У людей искусства свой внутренний юмор. Модных творцов они, конечно, знают, как и знают способы примазаться к чужой славе.

Интересные скульптуры, прямо музей современного искусства под открытым небом.
Кстати, а где можно почитать про эти налоговые схемы, что-то интересно стало - я всегда недоумевала, почему городские парки во многих странах такие непонятные, хотя у жителей с чувством вкуса вроде все ок... (Ответить можно в личку))))

Это лучше, чем музей :) Бесплатно, необычно и виды на залив красивые. Но официально это часть Сиэтлского художественного музея.

Про налоги я задумался, когда в статье в Wikipedia про этот парк прочитал: "In addition, a few undisclosed owners of a select sculptures have stated that they, in fact, had no desire to keep their sculptures, and use the park simply as a tax write-off." И мне стало интересно, как это работает.

Я нашел массу сайтов, которые предлагают помощь в оценке предметов искусства (их еще любят называть collectables), подбору подходящих организаций, куда можно дарить, и с оформлением всех налоговых бумаг. Например, http://www.collectibleswithcauses.org/donate-art.html "When you donate art you are entitled to a Fair Market Tax Deduction based on a current appraisal of your artwork. The tax and financial benefits easily outweigh having to sell art through a dealer or by yourself"

Посмотрел сам сайт IRS (американской налоговой) о том, есть ли какие-то запреты и ограничения. Ничего не нашел такого, чего бы богатые люди не могли бы преодолеть и повернуть в свою сторону: https://www.irs.gov/publications/p561/ar02.html#d0e617

Остальная схема с 10 копиями - во многом мои собственные додумки, как обмануть оценщиков. Я таким не занимаюсь, мне пока скрывать нечего :)

Все, я засела на финансовых, art и tax сайтах на 2,5 часа.))) Начала с твоих ссылок, а дальше отправилась гуглить самостоятельно. Столько увлекательного чтения! Спасибо за интересную тему.

Пожалуйста!
Не знаю смотрела ли ты фильм или мюзикл "Продюссеры", где весь сюжет строится вокруг похожей финансовой махинации, но не с объектами искусства, а со списыванием с налогов убытков от заведомо провального мюзикла. Наверно, он мне тоже помог провести параллели с art donation for tax purposes.

здорово! я как-то этот парк пропустила - буду знать, куда сходить в следующий раз.

имхо, если уж выбирать между стенами, то пусть мои налоги идут на такие. от них хотя бы гораздо меньше вреда

Да, обязательно советую к посещению. Парк небольшой, но вход бесплатный. И там около 20 скульптур + замечательные виды на залив и горы. Особенно в хорошую погоду на закате.

Как я прочитал в Википедии, Серра поставил одну из своих стен на выходе из нью-йоркского метро так, чтобы служащие, работающие в соседнем небоскребе, должны были ее обходить и думать о вечном. Но их за пару лет такое "искусство" так достало, что стену убрали.

Насчет Великой Трамповской стены - я не знаю, что и когда он там построит. Какие-то участки (в том же СД/Тихуана) уже есть. Он сослался на законы об усилении южной границы, которые были приняты еще при Буше. Пока все это жесты "смотрите, я сразу стал исполнять свои обещания".

да, я бы наверно тоже не хотела все время упираться в стену. при всей любви и уважении к искусству :)

для тех, кто вчера и сегодня застрял в аэропортах, это не просто жесты, увы.

я в курсе, что стена кое-где есть, и патрули есть, и охрана и пр. тупость заявлений про "стену" в том, что 1) количество нелегалов, старающихся проникнуть в США, за последние 10 сильно сократилось (по многим причинам). в том то и дело, что закон был принят при Буше, - тогда это были совсем другие цифры. строить стену именно сейчас абсолютно бессмысленно. 2) те, кто все же решаются, платят "койотам", которые давно прорыли подземные туннели, и стена им мало помешает. я уже не говорю, что заявления про уровень преступности среди иммигрантов это полный bs.

с другой стороны, биологи и экологи посчитали, что стена негативно повлияет на более 100 видов животных и растений. ну, и вопрос кто платить будет так и не решен. скорее всего, таки это будем мы.

извини за длинный комментарий, но так же как ты разбираешься в химии, я довольно много чего знаю об этой теме. поэтому болезненно реагирую :)

А мне бы больше хотелось, чтобы мои налоги шли на науку, при всем ее несовершенстве... Хотя скульптура довольно безобидна, проку от нее мало, но и вреда особого нет. Но вот никак оно не может вызвать во мне восторгов. Один раз заставила я себя пойти в СФ  МОМА, и получилось скучнее, чем если бы я осталась на конференции сидеть.


Сколько компании вычитают налогов под видом Research & Development, не идет в сравнение с вычетами под подаренные объекты искусства. Тут, скорее, вопрос стоит не куда распределить собранные налоги, а с кого не собирать. Если бы я создавал свою химическую лабораторию, то я бы тоже ее зарегистрировал как non-profit с громкой миссией, чтобы списывать с налогов деньги, которые бы я на нее тратил.

Я в местном Seattle Art Museum так пока и не был. Когда искусства слишком много, оно меня тоже перестает впечатлять. Мне интереснее наблюдать, как эти скульптуры вписываются и взаимодействуют с городской средой.

Андрей, очень интересно, спасибо! С последним предложением согласна. Такие скульптуры делают города интереснее .
Чудесная какая там погода у вас, скорее бы и к нам весна пришла:)


Спасибо, Светлана!
Это я выбрал фотографии их тех, которые делал в течение всего года. С желтой листвой - это осенние. Весна к нам тоже еще не пришла. Я через неделю напишу пост "Сиэтл в январе" - снега там будет мало, но свежей зелени тоже нет.

Я не все понимаю и могу оценить..как эту терку с машинки, но иногда мне нравятся.
Мимо этого лука со стрелой почти каждый день гуляю - прикольно :)
Интересно было о налогах прочитать - не думала в таком контексте.

Здесь иногда бывает, что строят новое здание и украшают скульптурами разной степени абстрактности. Так пока не прочитаешь, не угадаешь, которые из них творения больших художников, а где стандартные геометрические формы, созданные студентами в 3D-редакторе.

Не знаю, когда в следующий раз будем в СФ, но лук я тоже хочу посмотреть. Особенно он так на фоне моста смотрится.

У меня такое ощущение, что я эту стирательную резинку видела как минимум два раза. Один раз точно в Вашингтоне, который DC, а вот где ещё не помню.

В Вашингтоне оригинал стоит. В Сиэтле и Лас-Вегасе - авторские копии. Вот, скорее всего, в Лас-Вегасе и видела?
Я эту стирательную резинку вначале меньше всего за серьезную скульптуру воспринимал. Потом ее вообще перенесли из парка к музею поп-арта, где на фоне необычности самого музея она теряется.

Про скульптуры и IRS - ты убил во мне веру в бескорыстие Пола Аллена.

Кстати, вот эти две скульптуры - стирательная резинка и "Зеркало" - продолжают находиться в частной коллекции Пола Аллена, и на улицах города выставлены "on lease" или прямо перед зданиями в его же собственности (MoPop музеем и Allen Institute). Поэтому пока он их стоимость с налогов не списал. Хотя, несомненно, всю свою благотворительность такие люди организуют так, чтобы она была оптимальной с налоговой точки зрения.

И вообще он настолько богат, что за миллионам на скульптурах гоняться не будет. Уверен, что там намного больше серых схем с его строительными компаниями, получением ими заказов и разрешений. В конце концов, благоустройство Сиэтла и пригородов косвенно увеличивает стоимость его земель, зданий и других инвестиционных проектов.

  • 1
?

Log in