andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Categories:

Евгений Онегин


В этом году оперный сезон открылся для нас 26 сентября «Евгением Онегиным» в Pittsburgh Opera. Живьем мы эту оперу еще ни разу не смотрели, хотя запись с Вишневской – одна из первых прослушанных мной в жизни.
Pittsburgh Opera хороша тем, что билеты дешевы ($16 на неплохие места), расположена она недалеко, время начала спектаклей удобное, а художественный уровень хороший. Так что нет никаких причин не сходить на все четыре представления сезона.

Саммит G-20 миновал, дороги в Downtown'e вновь были открыты для простых смертных. Начало было необычно ранним в 6 вечера. Значит, из дома мы вышли в 16.20, чтобы посетить обязательный opera pre-talk, получасовую лекцию о предстоящей опере, которая начинается за час до представления. Весь день шел дождь, то успокаиваясь, то вновь усиливаясь. Для нас это была первая поездка в Downtown на машине от новой квартиры. Доехали, что туда, что обратно, безо всяких приключений. Теперь дорога занимает еще меньше времени. Из-за дождя я не взял фотоаппарат, и парковались мы в гараже на углу 9th и Penn ave., который ближе к театру. Гараж был относительно пуст. Мы сразу же оставили машину на втором уровне, заплатили в автомате $5 за стоянку (фиксированная цена по вечерам и выходным) и прошагали квартал до Benedum Center.

Не знаю, чем руководствуется дирекция Питтсбургской оперы, составляя будущие сезоны. «Евгения Онегина» в Питтсбурге до этого ставили дважды: в 1941 и 1991 годах. Обратились к русской классике и на этот раз. Наверно, давненько ничего на русском не пели, а что кроме «Онегина» котируется на западе? «Пиковая», «Борис», вот, пожалуй, и все. Остальное экзотика или привез Гергиев (который в этом сезоне в Мет дирижирует «Носом» Шостаковича). А может, просто появилась возможность задешево прикупить костюмы и декорации. Провинциальные да и не только оперные компании США редко могут потянуть оригинальную постановку. Только в расчете на то, чтобы потом продать или сдать в аренду. Вот и «Онегин» к нам приехал из Санта-Фе оперы (костюмы) и Сиэтла (декорации). В Санта-Фе были хорошие костюмы, но так как постановка была на открытом воздухе, то не было декораций. В общем, в миру по нитке.

Перед театром мужики в белых расшитых рубашках помогали местным бабкам-операманкам выбраться из такси, барышни в сарафанах встречали публику, а в фойе наяривал балалаечник. Ну, нам весь этот антураж не к чему. Мы получили в кассе заказанные по Интернету билеты. В одном конверте сразу выдают и «Онегина», и купленные заранее на октябрьского «Фальстафа». Прежние походы в Pittsburgh Opera показали, что лучше всего нам подходят билеты в боковой партер. И на этот раз мы сидели с правой (четной, ударно-духовой стороны) на местах N58 и N60. Взяли программки, где помимо всего прочего были даже репродукции картин Репина и юбилейного рубля с Чайковским (у нас такой есть дома). В пять часов начался pre-talk. Местная ответственная за просветительсую часть довольно точно пересказала либретто, призвала читать Пушкина, процитировала пару мест из последнего английского издания русского классика, но особо далеко в анализ уйти не успела, так как слова уже попросил хорошо знакомый нам генеральный директор Pittsburgh Opera Кристофер Хан. Вот он и поведал, откуда постановка, кто поет и как ему удалось их заполучить.

На pre-talk'и ходят человек пятьдесят, в основном пожилого возраста. Но так публика была самых разных возрастов, хотя остались и свободные места, что в целом характерно для Pitt Opera. Большинство зрителей по случаю открытия сезона вырядилось в костюмы и вечерние платья. Откровенных гопников в драных джинсах и оранжевых куртках с капюшоном я на этот раз не приметил. Принял ли приглашение Евгений Малкин, которого с семейством звали на оперу о тезке, я также не знаю. По случаю же открытия сезона перед самим спектаклем оркестр вначале сыграл американский гимн. Все встали, многие пели. Мне все-таки кажется, что в задних рядах подсаживают профессиональных певцов, потому что не верится, что эти бабки и дедки могут так громко и проникновенно петь. В третий раз слушаю, но на меня исполнение их гимна в такой обстановке производит впечатления не меньшие, чем последующая опера.

Итак, действо началось. Каких сюрпризов можно ожидать от оперы, где знаешь почти каждый такт, каждое слово, а литературный первоисточник был прочитан за последние пятнадцать лет раз десять. Оставалось сидеть, получать удовольствие и читать английские титры. Постановка была классической, никаких вам печатных машинок или мобильников для письма Татьяны. Режиссер, правда, не рассчитал и запихал часть действия в правый угол, который с наших мест мало что не просматривался, но и звук оттуда искажался, потому мамаша Ларина и няня, раскладывавшие варенье, были заглушены Татьяной и Ольгой. Ансамбли у Чайковского, когда каждый поет что-то совершенно свое, сложны для разбора слов, но в данном «Онегине» дирижер с ними особенно плохо справился. Все расходились, кто-то, в данном случае Татьяна, звучал сильно громче остальных.

Накануне я просматривал, как российские телеканалы освещают саммит, и с удовольствием увидел, что первый канал не забыл и о премьере «Онегина». Так вот телевизионщики ошиблись, сказав, что поют только американцы. Главную роль Татьяны исполнила российская сопрано Анна Самуил, которая, правда, живет в Берлине. Исполнила технически неплохо от начала до конца, но особенного впечатления в ключевой сцене письма не произвела. Ольгу пело местное дарование. Пожалуй, самое слабое пение и самое плохое русское произношение (даже «ж» не освоила, но хотя бы Владимир был «странный»). Все-таки Чайковский тут прикололся и пошел против пушкинского текста. Петь «меня ребенком все зовут» в самом низком диапазоне весьма забавно. Непонятно зачем на роль мадам Лариной назначили известную меццо Сюзанну Ментцер. В этой роли развернуться совершенно негде. У няни вот тоже петь нечего, но сыграна Филипьевна (американцы на pre-talk'e старательно выговаривали это отчество, ставя ударение куда попало) была очень хорошо. У меня вообще от актерской игры осталось лучшее впечатление, чем от пения. Как драматический спектакль все смотрелось неплохо, публика хлопала, свистела и кричала «Браво» регулярно. К тому же в глаза бросилось не замечаемое мной на записи вторжение танцевальной музыки в концовках сцен. У героев потрясение, а окружающим как-то наплевать. Тоже хорошее впечатление производит.

По первому ТВ каналу отмечали, что догадаться об американскости постановки можно сразу по афро-амерканским крестьянам. Ну, Пушкин по законам Джима Кроу тоже был бы цветным, а так черные хористы и плясуны присутствовали, причем на всех сословных уровнях. Меня больше заняло то, насколько толстые крестьяне у Лариной. Сразу ясно, почему они так барыню любят. Хор я бы вообще чуть ли не на первое место поставил. Громко, четко, слажено, все слова можно разобрать, никакого акцента не передается. В записях хор обычно задвигается на задний план, и ничего не разобрать.

После крестьян приехали Ленский с Онегиным. Если Ленский Реймонда Вери особо не запомнился, спел и ладно, чем ближе к дуэли, тем лучше, то Дуэйн Крофт был лучшим в тот вечер. Я еще накануне смотрел на YouTube ролик, где Рене Флеминг с каким-то мужиком поет отрывок из мюзикла «Карусель» и подумал, что хорошо мужик поет, надо бы глянуть, кто он такой, где его можно посмотреть. А оказалось, что вот он завтра Онегина поет. Кристофер Хан о нем так и сказал, что знаменитый баритон из маленькой нью-йоркской оперной компании на букву «М». Так вот Онегин-Крофт пел очень хорошо и выглядел подобающе. Акцент очень слабый, который, возможно, и был у Онегина с его французским воспитанием.

Были и маленькие роли. Впервые слышал, как Трике поет свои куплеты по-французски. Хотя это очень логично, на то он и француз. Но если бы пел по-русски, то об акценте ему меньше всего пришлось бы беспокоиться. Зарецкий был и ладно, там говорить не о чем. А вот Гремин был не так уж внешне стар и спел неплохо, особенно внизу.

Классическая постановка отторжения у меня не вызвала. Бал был балом, а дуэль дуэлью. Татьяна в последнем акте как и положена была в малиновом берете, Ларина «фартук снять забыла» (на фартук специально было поставлено несколько жирных пятен), няня ни окна не открыла, ни стол не придвинула, на команду «теперь сходитесь» дуэлянты начали расходиться к кулисам, откуда и стреляли. Английский перевод в титрах был очень упрощенным. Обошлись без «как Чацкой с корабля на бал» (I return to another ball), «как я любилa Ричардсона» (I had a sweetheart), «Чайльд-Гарольдом стоишь каким-то» (you look like a romantic wanderer). В паре мест вообще смысл поменяли: «стала звать Акулькой прежнюю Селину» на «I changed my name» и «покойница свекровь меня бы согнала со света» на «my mother would disown me». Дядя, конечно, оказался «an honest respectful man”. Ирония Пушкина (дядя стал честных правил и заставил Онегина уважать себя только тем, что не в шутку занемог и оставил племяннику наследство, в чем и состоит «другим наука» по мнению «наследника всей своей родни») осталась потерянной. Как и предположение, что Чайковский ввел это признание в оперу не из уважения к крылатой фразе русской литературе, а как уловку, которую Онегин использует для того, чтобы побыстрее смотаться домой. «Но боже мой какая скука с больным сидеть...» выглядит как предлог якобы идти сидеть с дядей (в либретто нет никаких сведений о его смерти). В титрах появился «was», и стало ясно, что дяди уже нет с нами.

Посмотрим, что принесет нам этот сезон и на какое место встанет «Онегин». Только в Питтсбурге нам еще смотреть «Фальстафа», «Кармен» и «Свадьбу Фигаро», а еще в Мет поедем.

Tags: music, pittsburgh opera
Subscribe

  • Гора Бейкер, озера и ледник

    На этой неделе съездили на север штата к горе Бейкер, рядом с канадской границей. Я хотел пройти там два трейла: Chain Lakes Loop и Heliotrope Ridge…

  • Lake Valhalla, Gem Lake и другие

    На этой неделе мы съездили на Lake Valhalla. Точнее, на гору McCausland, откуда открывается классический вид, к самому озеру мы так и не подошли:…

  • Животные из поездки

    Я обещал написать отдельный пост о животных, которых мы видели во время путешествия в Южную Дакоту. Первого необычного зверя мы заметили, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments