andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Categories:

Фальстаф

Наступило 24 октября, а ним очередное представление в Pittsburgh Opera. Политика этого театра такова, что число трагедий в сезоне должно быть примерно равно числу комедий. Желание похвально, но натыкается на существующий дисбаланс в классическом оперном наследии. В своей же программке они указывают, что «Фальстаф» – единственная комическая опера, написанная Верди (с чем мы не можем согласиться, так как вторая опера итальянского мастера, «Король на час или Мнимый Станислав», хоть и была провалом, канувшим в лету, но несомненно комедийным творением). Таким образом, приняв во внимание уже заигранные комедии трех последних сезонов, у нас есть хороший шанс увидеть в 2010-2011 годах «Севильского цирюльника», «Золушку» или «Волшебную флейту» (на «Дочь полка» им тенора не найти, а что еще?). А пока сегодня мы прослушали «Фальстафа».

История нашего знакомства с этой оперой насчитывает не один год и не одну запись. От классической караяновской с Гобби (на сегодняшнем pre-talk'e из нее ставили демонстрационные отрывки) и видео с Зальцбургского фестиваля того же Караяна с Таддеи-Фальстафом до спектакля из Ковент-Гардена с Терфелом (да, канал «Культура» тоже любил эту оперу). Но, разумеется, первое с чем я буду сравнивать моих будущих «Фальстафов», – это постановка Кирилла Серебрянникова под музыкальным руководством Валерия Гергиева. Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в Мариинском театре. На мой взгляд, конечно. Многим режиссура показалась неприемлемой, избыточной и нелогичной. Но то, что все пели замечательно, – в этом расхождений не было.

И вот опять «Фальстаф». Прибыли мы в театр как обычно загодя, на pre-talk в 7 часов. Машину поставили в дальнем гараже, чтобы потом не терять время на выезде и чтобы прогуляться по пасмурному, но прохладному Питтсбургу. Pre-talk свелся по большому счету к пересказу либретто, хотя меня порадовало, что ведущая отметила обилие в «Фальстафе» самоцитат, расставленных Верди. Я ожидал каких-либо отсылок к Шекспиру (все-таки это вам не Пушкин, а почти отечественный драматург), сравнения оригинального и оперного образов Фальстафа. Однако их не последовало. Все-таки «Виндзорские проказницы» – это не «Гамлет», а весьма слабое и заказное произведение, которое я прочитал только уже проникшись вердиевским шедевром. А «Генриха IV» я не читал вообще. Далее генеральный директор Кристофер Ханн сообщил, что постановка, разумеется, не новая, а родом из Торонто, базирующаяся ныне в «пустыне», то есть в Опере Юты. И, разумеется, постановка традиционна во всем: от костюмов и декораций до мизансцен. А не то пригласишь какого-нибудь местного серебрянникова и отпугнешь всех местных бабок и дедок, на чьи деньги театр и существует. Так что опять роль режиссера свелась к механическому исполнению буквы либретто без проявлений творческого либерализма.

Декорация уже имела некую отсылку к шекспировскому театру «Глобус». Пустое пространство в центре для развертывания действия, две (или одна в зависимости от изображаемой картины) боковые лестницы и верхняя галерея. Чтобы уж внести хоть какой-то посыл в оформление была заявлена важная в «Фальстафе» тема рогов в вешалке в таверне, канделябре и раздвоенном дубе.

Фальстафа пел американский баритон Марк Делаван. Готовясь к культпоходу, я послушал его на YouTube и не впечатлился. Его голос далек от тех, что я считаю красивыми. Так оно и оказалось вживую. Когда в самом начале Фальстаф перепутал слова (в результате чего в принесенном ему счету «два фазана» оказались пробиты дважды), а затем опоздал со вступлением к первому большому отрывку (там, где про таверны), то я подумал, что сейчас вообще все развалится. Но откровенных ошибок за мистером Делаваном больше замечено не было. После первого акта я заключил, что громко кричать он умеет, а вот петь нет. Для роли Фальстафа это еще терпимо, а как он Вотана собирается петь (а он собирается)? Но потом он более-менее распелся и неплохой игрой компенсировал вокальные огрехи. Пусть скажет спасибо Верди за такого замечательного персонажа, который не может не понравиться публике. Воистину именно хвастовство Фальстафа и насмешки над его тучностью заставляли зрителей смеяться громче всего. В целом, политкорректности к людям, страдающим ожирением, в либретто точно не отмечается. Когда вначале второй картины второго акта, Алиса и Мег шутят о том, не послать ли в парламент билль о налогообложении толстяков за их жирность, смешок в зале вышел сдержанным. Проблема, как ни крути, актуальна для современного американского общества. Нью-Йорк и другие штаты всерьез намерены обкладывать калорийную пищу и напитки налогом на манер алкогольного, а оттуда не далеко до налога на их неумеренных потребителей. Авиакомпании и прочие транспортные агентства этим уже вплотную занимаются. Ну, действительно толстые американцы в оперу не ходют, так что смеяться можно.

Из всех же певцов мне больше всего понравился Стивен Пауэлл в роли мистера Форда. Вот это настоящее гладкое и приятное оперное пение. Уж так написал Верди, что после арии Форда просто некогда вставить аплодисменты. Но сегодня вообще в середине действия не хлопали, разве что после “L'onore”, но там почти конец картины. Вся остальная команда пела примерно на одном неплохом уровне, только бы Фентона я бы хотел позвончее, да где такого взять. Была еще одна роль без слов, но с беготней, – пажа Фальстафа, которую исполнял старший сын Марка Делавана. Возможно, единственная режиссерская идея, кроме бессмысленного слезания Фентона по приставной лестнице во время своей арии.

Отгремела фуга, слегка смазанная, как и все ансамбли, питтсбургские зрители по обыкновению обошлись одним занавесом и потянулись к выходу. Хотя мариинского «Фальстафа» некому затмить не удалось, мы уходили в веселом настроении и остались удовлетворены увиденным и услышанным. С Pittsburgh Opera мы расстаемся до весны, но музыкальная программа этого года только начинается.
Tags: music, pittsburgh opera
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments