andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Category:

Лос-Анджелес музыкальный

Во время нашей поездки в ЛА мы посетили спектакль ЛА Оперы, концерт ЛА Филармонии и концерт органной музыки. Два последних проходили в Концертном зале им. Уолта Диснея, здание которого с 2003 года является визитной карточкой Лос-Анджелеса.


В нашей первой версии приложения о городах именно его изображение представляло ЛА. Архитектор Фрэнк Гери задизайнил его и выиграл конкурс еще в 1991 году, но в ЛА тоже умеют затягивать сроки строительства и увеличивать затраты в несколько раз.


Я уж не знаю, символизируют эти стальные листы паруса или рассыпавшиеся ноты, но изначально они служили хорошими зеркалами, собирающими концентрированные пучки солнечных лучей на соседних зданиях, пока Гери все не подправил.


Изначально поездка в ЛА планировалась вокруг оперы, но мы не могли не посетить Walt Disney Concert Hall, который является домом для LA Philharmonic. Их руководитель - молодой и известный венесуэльский дирижер Густаво Дудамель, но нам выбирать особо не приходилось - купили билеты на тот концерт, который совпадал по времени с поездкой на оперу. Так мы оказались на представлении под названием “Mirga conducts Mozart & Haydn”.


Внутренний дизайн зала не отстает от внешнего оформления холла: оркестр со всех сторон окружен зрителями, и наши места были на “террасе” позади оркестра, зато лицом к дирижеру - интересный угол обзора. Во время исполнения 24-го фортепианного концерта Моцарта 30-летняя литовская дирижер Мирга Гражините-Тила крайне эмоционально махала руками, создавая контраст со спокойным седовласым пианистом Стивеном Ковачевичем. Но самая интересная часть началась после антракта.


На сцене появились длинные трубы - alphorns, которые обычно в симфонической музыке не используются. Исполнялась американская премьера Концерта для квартета альпийских рогов современного австрийского композитора Георга Фридриха Хааса. Музыка необычная, но ни в коем случае не плохая. Своей громкостью и ритмичностью она напомнила мне скульптуру Fighting Dinosaurs, которую мы утром того дня видели перед музеем “натуральной истории”.


После исполнения на аплодисменты вышел сам композитор, присутствовавший в зале. На фото он справа, дирижер - слева:


Закончился концерт 31-й симфонией Гайдна, в которой четверка валторн тоже играет ключевую роль. Что явно выбрано не случайно (как и то, что все три исполнявшихся композитора из Австрии). Мой брат однажды прослушал на YouTube все 106 симфоний Гайдна (дважды, в двух разных записях) и сказал, что 31-я - самая ранняя симфония, которая ему запомнилась.


Зал и концерт нам так понравились, что листая программку, мы захотели сходить туда еще раз в воскресенье на концерт органной музыки. Билеты мы заранее не покупали, но это не так сложно сделать по старинке в кассах. К тому же оказалось, что в кассах нет дополнительных сборов в $10-15, которые сейчас любят накидывать при покупке в интернете (и не за доставку, купленные онлайн билеты мы сами распечатываем из присланного pdf-файла).


На этот раз билеты за органом не продавали. Но нам, наоборот, было интересно посмотреть все с другой стороны, из зала. Внешний вид органа тоже Гери проектировал, и это еще ему не дали развернуться, потому что орган должен быть в первую очередь музыкальным инструментом, а не предметом деконструктивистского искусства.


Я вначале удивился: как же так - музыкант сидит не за органом, а в центре сцены. Но брат поведал мне, что сейчас все органы управляются электронно, и то, что я принял за перелистывание нот, на самом деле переключение органа в следующий запрограммированный режим. Органист Феликс Хелл переложил для органа и исполнил “Goldberg variations” Баха.


Я не имел представления, что это такое. Ну, все же знают как примерно звучит музыка Баха? Но сбылись предупреждения брата, что это очень специфическая музыка. Особенно в органном исполнении. Намного сложнее для восприятия, чем концерт Хааса, прослушанный накануне. После часа мучения публики сам Феликс Хелл объявил, что благодарен всем, кто высидел “это” и вознаградит их “настоящей органной музыкой”, сыграв на бис токкату и фугу ре минор. Вот это уже музыка Баха, которую все знают и любят, и можно было полностью оценить акустику зала, наполнившегося трубными звуками.


Но мы же в ЛА ехали не орган слушать, а Диану Дамрау в опере Оффенбаха “Сказки Гофмана”. Оперу исполняют в соседнем павильоне, построенном еще в 1964 году (на фото слева):


Оффенбах многим известен, как автор многочисленных и успешных в свое время оперетт. Но под конец жизни он почувствовал, что здоровье его уже не то, а оперетты, написанные на злобу дня, не обеспечат его таланту бессмертной славы, и он решил написать серьезную оперу на крайне необычное либретто - три истории немецкого писателя Гофмана, в которых сам Гофман выступает главным персонажем-тенором, с прологом и эпилогом.


Оффенбах скончался, не доведя работу до конца, поэтому существуют многочисленные вариации оперы. Это уже третий раз, когда мы слушаем “Сказки Гофмана” в театре, и каждый раз в несколько разной музыкальной редакции, с разным расположением сцен. Я люблю эту оперу, а тут меня привлекло обещание, что всех четырех героинь споет немецкая сопрано Диана Дамрау, которую я считаю лучшей сопрано в настоящее время. Дирижировать собирался генеральный директор ЛА Оперы Пласидо Доминго, который сам много раз пел партию Гофмана, а сейчас в 76 лет может заниматься, чем душа захочет: и поет, и дирижирует, и конкурсы устраивает, и театром руководит - живая легенда:


Но в итоге Дамрау от идеи петь всех отказалась - слишком разные женские партии, оставила себе только один акт (Антония). Ну, нашлись и другие исполнительницы для всех героинь. А вот четырех злодеев традиционно поет один и тот же бас-баритон. И заявленного исполнителя тоже в последний момент заменили на Кристиана ван Хорна (которого мы будем слушать в Далласе в “Норме” 26 апреля), и в вокальном плане он мне больше всех понравился. Дамрау тоже пела хорошо, но мало. Тенор Витторио Григоло в партии Гофмана меня не поразил, но спел нормально, могло быть и хуже. Постановку делала Марта Доминго - жена Пласидо - все очень традиционно: злодей злодействует, кукла поет песню, студенты пьют пиво - “Сказки Гофмана” можно поставить намного круче. Доминго, отдирижировав 3 часа, вышел на поклоны:


В общем, даже обидно становится, насколько развитее и доступнее классическая музыка в Лос-Анджелесе, чем в Сиэтле. Мы изучили программы следующего сезона в опере и филармонии. Очень вероятно, что еще соберемся в ЛА. Может быть, уже осенью. Не так далеко и дорого туда слетать, а столько всего интересного исполняется. И исполнители обещаны звездные:

Tags: bach, haydn, la opera, la phil, mozart, music, offenbach
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments