andresol (andresol) wrote,
andresol

Съездили в Калифорнию

Пожалуй, ни по одному другому штату мы не путешествовали так много на машине, как по Калифорнии. Всегда посетим что-то новое, но еще больше неувиденного остается на будущее. Как я уже писал, причиной поехать туда именно сейчас стало желание послушать оперу Florencia en el Amazonas в San Diego Opera, но заодно решили допосещать все национальные парки Калифорнии (Channel Islands и Pinnacles). За 10,5 дней проехали 3000 миль - таких долгих путешествий у нас не было с 2012 года.

Изначальный план был доехать до Сан-Диего как можно быстрее по I-5, потом заехать в пустыню и вернуться в Сиэтл по US-395 через горную Калифорнию, Неваду и восточный Орегон. Но прогноз погоды показал, что делать в горах в марте нечего, кроме как стоять на засыпанных снегом перевалах. Поэтому мы скорректировали свой маршрут и назад возвращались ближе к берегу, через СФ (откуда заглавная фотка с Battery Smith-Guthrie).

В первый день мы доехали до Yreka, CA - столицы округа Сискию. Калифорния встретила нас агрикультурным патрулем и все-таки снегом (которого ни в Вашингтоне, ни в Орегоне мы вдоль нашего пути не видели):

Во второй день добрались до Ventura, CA, заехав по дороге только в Redding, CA. Fallout 2 у нас с братом одна из любимейших игр юности, и в географических названиях Калифорнии, в калифорнийской пустыне я постоянно вижу знакомые мотивы. Но в Реддинг мы заехали по другой причине - посмотреть на мост Sundial Bridge, спроектированный Сантьяго Калатравой:

Настолько я могу нагуглить, это единственное творение Калатравы в СА, и оно находится не в СФ, не в ЛА, а в такой глуши как Реддинг. Почему? Не претензия ли это на столичный статус, если активистам удастся создать в северной Калифорнии отдельный республиканский штат Джефферсон? :) Я видел вдоль I-5 щиты с надписью State of Jefferson, но не успел ни один из них сфоткать:

Из Вентуры на следующий день, когда вся Россия переизбирала Путина, мы должны были плыть на Channel Islands. Я уже там был раньше, но мой брат не был. Поэтому я для разнообразия выбрал тот же остров Santa Cruz, но другую гавань - Prisoners.

Не могу назвать этот национальный парк очень интересным. С точки зрения хайка - это типичные выжженные калифорнийские холмы. Единственная изюминка, что до острова надо доплыть и потом не опоздать на обратную лодку. За 5 часов мы прошли петлю в 12,5 миль и успели с запасом. Пока плыли видели кита-финвала, дельфинов не видели. На самом острове видели лис: ради них и стоит там хайкать:

Дальше дорога вела в Сан-Диего, но вначале утром понедельника мы заехали на Getty Villa. Миллиардер Пол Гетти накопил кучу денег на торговле нефтью, собрал коллекцию искусства и завещал выставлять ее бесплатно. В прошлом году, когда мы были в Лос-Анджелесе, мы заходили в более большой Getty Center, и вот добрались до виллы, выстроенной в древнеримском стиле, где собрано античное искусство:

Сам музей бесплатный, но парковка стоит $15 (туда можно и на автобусе добраться из ЛА, что мы сделали бы когда-нибудь, но тут так удобно проезжали мимо на машине), и билеты надо резервировать заранее онлайн. Мы вот не фанаты античного искусства, но сам музей весьма необычен, поэтому его стоит при случае посетить. Обежали галереи, прослушали 40-минутный Architecture Tour о том, как строили древние римляне и почему Гетти решил построить себе такой же дом, и поехали дальше:

Про атомную станцию San Onofre пишут, что она закрылась в 2013 году:

Следующей остановкой был кампус University of California, San Diego, но у меня есть традиция писать об университетских кампусах отдельные посты, поэтому о UCSD еще будет подробный пост с 20 фотографиями, а пока только одна в качестве тизера:

В Сан-Диего под окнами отеля росло красивое дерево с красными цветами: правильно я его определил как red coral tree (Erythrina)? Есть тут знатоки?

В Сан-Диего мы за вечер понедельника и утро вторника обошли немало мест в Даунтауне и окрестностях. Общественный транспорт ходит, бомжи бомжуют, небоскребы - одни только отели, но активно строятся многоэтажные жилые дома, самолеты идут на посадку прямо над городом:

Зашли и в Balboa Park, но из тамошних музеев-зоопарков заглянули только в бесплатные Timken Museum of Art и ботанический сад:

Мы с братом не большие ценители каннибалов:

К тому же вечером нам надо было на оперу. И я еще хотел посетить opera pre-talk, который давал Nicolas Reveles - он ведет ютуб-канал SD Opera, и я слушал его рассказы об операх еще много лет назад. Сама опера “Флоренсия в Амазонии”, вдохновленная магическим реализмом Маркеса, хоть современная, но написана в стиле “неоромантизма”, очень похоже на Пуччини. “Добрая музыка”, - как я сказал. В общем, мне понравилась и музыка, и постановка, петь могли бы получше, но в целом мы остались довольны тем, что приехали ради нее в СД. Надо будет другие оперы этого мексиканского композитора Даниэла Катана послушать.

Из Сан-Диего поехали вглубь континента - в Anza-Borrego Desert State Park. Этой весной бурного цветения пустыни не обещали, но мне хватило, что цветут колючие хрени под названием Ocatillo (Вики пишет, что по-русски их зовут фукьериями):

Прогулялись по Hellhole Canyon до пальмовой рощи и небольшого водопада. В тот день было всего 88 ºF (31 ºC), но, возможно, летом это место подтверждает свое зловещее название. В начале пути хайкеров встречает фоллаутовского вида объект - камни, насыпанные в виде могилы, и надпись: “Они не принесли достаточно воды”:

Мы видели очень много ящериц (не огнедышащих), колибри (которые жужжали, подтверждая свое английское название hummingbirds) и пустынного зайца с большими ушами. А вот borrego - толсторогих баранов - видели только в виде скелетика “ребра и ножки без рожек”. Вот такой он Hellhole Canyon:

Самой дальней точкой нашей поездки стал Salton Sea - полурукотворное соленое озеро. Естественным путем оно периодически появлялось в южной Калифорнии, но к моменту прихода белых американцев на его месте была песчаная долина. В начале 20 века инженеры что-то перемудрили с плотинами на реке Колорадо, и река вместо Тихого океана два года текла в пустыню, заполняя Salton Sea, пока ее не вернули в прежнее русло:

Поначалу озеро стало курортным местом для калифорнийцев, в нем водилась рыба, а по берегам росли финиковые пальмы. Но постепенно оно стало испаряться, становиться все более соленым и вонять. Местные городки обезлюдили. В один из таких под названием Bombay Beach мы и заехали посмотреть на загнивающую Америку:

Я, если честно, ожидал еще больший трэш и фоллаут, но выглядело похожим на художественный объект для туристов, а не на ghost town:

Да я через 3 дня подобные пейзажи в самом центре СФ буду фотографировать:

С Salton Sea наш путь лежал к побережью. В четверг заехали на ланч с моим однокурсником по СПбГУ, который сейчас работает в Orange County. И оттуда на север. Шел дождь, и океан было плохо видно. В Santa Barbara County вдоль дороги были заметны следы недавних пожаров:

Но нам повезло с погодой в Pinnacles National Park - было солнечно, и мы гуляли там часов шесть. Правда, одни пещеры затопило, тропа превратилась в быстрый и холодный ручей, но зато в другие пещеры мы зашли.

На сами Pinnacles - каменные столбы - тоже насмотрелись. Парк понравился нам больше, чем Channel Islands - много, куда можно пойти, полазить по камням, по пещерам. На этом нами были посещены все 9 национальных парков в Калифорнии.

Повезло нам с погодой и в субботу в Сан-Франциско, где вначале обещали ветер, дождь и холод, но оставили только холод. С утра, наконец, дошли до скульптуры Cupid’s Span (скульпторы Claes Oldenburg и Coosje van Bruggen):

А затем развиртуализовались с Тоней boxinbox, которая не только нашла время, чтобы с нами встретиться, но и достала нам бесплатные билеты в San Francisco Museum of Modern Art, за что ей большое спасибо. Мы туда когда-нибудь дошли бы, но не на этот раз, а так приобщились к современному искусству:

Это были объекты Ellsworth Kelly. За два-три часа мы пробежали весь музей с седьмого этажа по первый. Надеюсь, что-нибудь в голове отложится и запомнится. Mud Muse (1968-71) на выставке Robert Rauschenberg, потребовавшая 8000 фунтов грязи и собранная в действующем виде в США впервые за 20 лет (оригинал булькает в Швеции, как я понял):

Но с современным искусством не поймешь, насколько важен оригинал. Вот скульптура “Снеговик” (очень актуальная в СФ) тоже воссоздана только на эту зиму (а за ней арт-объект “Зеленая стена”):

Когда мы окончательно решили, что возвращаемся домой через Bay Area, брат сказал, что надо тогда послушать в SF Symphony Пятую симфонию Малера - и тогда он прослушает все симфонии Малера вживую (если не считать неоконченную Десятую):

Вот вечером в субботу и послушали. Дирижировал сам MTT - руководитель оркестра с 1995 года. Мне понравилось: живьем многие инструменты намного лучше слышно, чем в записи. У брата были замечания к исполнению. Перед Малером еще исполнили скрипичный концерт Берга (солист Gil Shaham) - вот это музыка, до которой мы еще оба не доросли. Билеты нам достались в предпоследнем ряду последнего яруса, зато по центру, и все было прекрасно видно и слышно:

По планам у меня было долгое возвращение домой через Redwoods и орегонское побережье, но прогноз погоды был неблагоприятный, а в дождь ничего не увидишь, даже из машины вылезать не захочется. Как мы недавно проехали мимо Санта-Барбары: океан слева есть, но не радует:

В итоге решили заехать в небольшой парк за мостом Золотые ворота, полюбоваться на океан оттуда:

Далеко внизу на камнях лениво лежали тюлени, и мы захотели домой - путешествия, если длятся больше недели, утомляют. Орегонское побережье подождет, а сейчас I-5 оказался кратчайшим путем в Сиэтл.

В этот понедельник днем мы уже были дома. За 10 ночей в отелях заплатили $977 (в основном Super 8 - в провинции они неплохие и дешевые). Съели на $486 (мы люди простые, наш идеал - азиатский буфет, где можно быстро и дешево наесться). $312 ушло на бензин ($1 на 10 миль). $64 - на общественный транспорт в СД и СФ. $432 на “развлечения” (корабль на острова, парковка в Гетти-Вилле, опера в СД и симфония в СФ). Итого $2271. За 10 дней бюджетно. Приложения за те же 10 дней заработали $6953 - наконец, во время путешествий, не работая, мы получаем больше, чем тратим. А, значит, путешествия продолжатся.

Tags: california, channel islands, mahler, museum, music, pinnacles, san diego, sf, sfs, travel