andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Categories:

ЛА + Пасадина

Со вторника по пятницу снова были в южной Калифорнии. В нашей программе были музеи современного искусства The Broad и MOCA, посещение LA Opera и LA Phil, а также сады Huntington Library and Gardens рядом с Пасадиной. Сразу скажу, что именно сады нам понравились больше всего и фотографий оттуда будет много:


В LA мы были прошлой весной, обошли немало интересных мест, но что-то неизбежно было оставлено на будущее. Наступило оно довольно скоро, так как LA Opera в сезоне 2017/18 обещала постановку “Риголетто” Верди с легендарным баритоном Лео Нуччи в заглавной роли. Учитывая, что ему почти 80 лет, но Риголетто он все еще поет замечательно, я не мог пройти мимо возможности успеть послушать его живьем. Все билеты для этой поездки были приобретены еще в конце декабря. Оставалось предвкушать и надеяться, что Нуччи не отменит выступлений.

В марте пришли новости, что он все же отменил и решил не таскаться петь за океан в таком возрасте. Вместо него поставили неизвестного нам испанского баритона Juan Jésus Rodríguez. Но билеты были куплены, “Риголетто” - хорошая опера в любом составе (хотя без Нуччи я бы в ЛА на нее не полетел), к тому же у каждого нашего путешествия всегда несколько целей.

Отель на этот раз мы выбрали в Пасадине. Мотель в даунтауне, в котором мы останавливались в прошлый раз, был уже раскуплен за 5 месяцев до поездки, а остальные отели в даунтауне были плохими и дорогими. Зато в Пасадине мы смогли снять Howard Johnson всего за ($73 + 3000 points)/ночь - участие в программе Wyndham Rewards пока кажется выгодным занятием. Поинтов у нас накопилось, а без них та же комната стоила бы $130 за ночь. Отель оказался очень неплохим, со стабильным интернетом, стандартными завтраками и в 10 минутах ходьбы от станции Metro.


Да, из аэропорта мы поехали до отеля на общественном транспорте. Мы бы и не стали останавливаться в Пасадине, если бы в прошлом году не выяснили, что это абсолютно безопасный город, связанный с даунтауном ЛА, где расположены все музеи и концертные залы, “золотой” веткой метро.


Дорога на Metro из LAX заняла два с половиной часа и $5. Возвращусь к недавней дискуссии о существовании общественного транспорта в США и его сравнении с автомобилями. На такси мы бы ехали полтора часа за $55. Тут уж каждый решает сам, что важнее: час времени или $50. Я научился планировать путешествия так, чтобы никуда не спешить. К тому же изучение местного общественного транспорта стало частью путешествия, поэтому пока я выбираю $50. А с планшета почитать я и в метро могу.


У нас было свободное время вечером вторника и утром среды, чтобы побродить по Пасадине. Здание City Hall и кампус CalTech мы уже видели в прошлую поездку.


Не могу сказать, что город очень интересный, но за счет Huntington Gardens, Калтеха и того, что до гор можно дойти пешком, мы пришли к выводу, что при желании платить калифорнийские налоги смогли бы там жить. Вот здание федерального апелляционного суда:


Творения скульпторов: известных - “Мыслитель” Родена (1880-1904):


И местных - “Fork in the Road” (Ken Marshall, 2008) (стоит как раз на развилке дорог):


Теперь перенесемся в ЛА. Здание музея The Broad (Diller Scofidio + Renfro, 2015 - то же архитектурное бюро, что спроектировало парк “Зарядье” в Москве) выглядит внушительно. Кажется, что его можно так забить современным искусством, что будешь три часа по всем этажам ходить, но реальность оказалась совсем другой.


Музей бесплатный и недавний, поэтому билеты туда надо бронировать заранее, приходить к своему времени и еще стоять в очереди, пока тебя запустят внутрь. Наша поездка выпала на несколько неудачный момент, когда предыдущая выставка на первом этаже закрылась, а новая еще не началась:


Второй этаж у них занят хранилищем и административными помещениями. Остается только постоянная экспозиция на третьем этаже, которую мы обошли меньше, чем за час. Прямо скажу, что закладывал на этот музей больше времени. Коллекция, может, и нормальная (хотя с этим я тоже готов спорить), но в SF MoMA, где мы были недавно, такого искусства на семь этажей, а в the Broad только на один. “Tulips” (Jeff Koons, 1995-2004):


Были еще некие объекты, к которым надо было стоять отдельные очереди (минут по 20?). Мы решили, что они того не стоят, и не стали ждать. Насколько круто здание выглядит снаружи, настолько внутри чувствуется непродуманность. Например, у них всего один мужской туалет на одного человека и тот только на первом этаже. Такого мы даже от современного искусства не ожидали. Самый запомнившийся объект - “Under the Table” (Robert Therrien, 1995), в IKEA похожая мебель, но подобный аттракцион больше годится для детского музея, чем для художественного:


До оперы нам оставалось больше четырех часов. Даунтаун ЛА мы в прошлый раз обошли вдоль и поперек, поэтому не придумали ничего умнее, чем засесть за книжки в местной библиотеке (здание справа):


В библиотеке есть и Panda Express - наша самая любимая едальня, где можно поесть полностью в согласии с моей формулой: быстро, дешево, вкусно. Раз было время, сходили на оперный pre-talk, который давал сам дирижер Matthew Aucoin (парень 1990 г.р., выглядит как классический хипстер, а уже большими операми дирижирует, и сам четыре собственные оперы написал). О самом представлении скажу только, что это было самое стандартное исполнение со скучноватой постановкой. Слыхали мы “Риголетто” и получше (в Мет в 2009 году).

На следующий день все было веселее. С утра мы пошли из отеля в Huntington Library and Gardens - названные так в честь железнодорожного магната и собирателя редких книг Генри Хантингтона (1850-1927). Вход стоит $25 с человека, но сады того стоят. Мы там проходили четыре часа, посмотрели почти все, но мельком. Если жить в Пасадине, определенно нужно покупать membership и возвращаться туда в разные времена года. В японском саду:


Парк разделен на несколько тематических садов. Чего там только нет: от плодовых деревьев и бамбуковых рощ до сада роз и самых разнообразных кактусов:


Есть даже заросли укропа в Herb Garden:


Помимо растений в парке полно самой разной живности: пчелы и колибри собирают нектар, ястребы охотятся на мышек, ящерицы бегают по пустыне, канадские гуси гогочут на лугу. В Lily Pond самые заметные обитатели не лилии, а разноцветные карпы, которые плывут к людям и выпрашивают еду:


Но кормить их запрещено. У черепахи и утки тоже просить бесполезно. А цветущие водные лилии лучше было смотреть в китайском саду:


Еще есть теплица, где воспроизводится климат экваториальных лесов или северных болот. Там можно в разные микроскопы рассмотреть растительные клетки или разглядеть поближе хищные растения:


Но сады-садами, а еще в Huntington есть художественные галереи с собраниями, как современного искусства, так и произведениями 18 века:


И сама библиотека, где выставлены знаменитые книги от Библии Гутенберга до “Птиц Америки”, от писем Ньютона до коллекции лампочек:


Если бы нам не надо было вечером ехать в ЛА, не исключено, что мы бы проходили до закрытия парка. Вот в случае таких музеев я готов платить $25. И на их фоне я не готов платить такую же цену за выставку второсортных картин в двух залах.


Но Museum of Contemporary Art (MOCA) каждый четверг с 5 до 8 открыт бесплатно. Мы заглянули туда перед концертом в LA Phil, за полчаса обошли всю их экспозицию, ничем особенно не впечатлились, специально дождались тура, чтобы с экскурсоводом обойти все еще раз, но так и не прониклись. Не все современное искусство мне одинаково интересно. Марк Ротко, которого я обычно не жалую, в MOCA оказался чуть ли не самым ярким художником:


Когда мы покупали билеты в оперу, то заодно посмотрели, что играют в те же дни LA Philharmonic. В прошлый раз нам очень понравился зал Walt Disney Hall, отдельно о нем писать второй раз я не буду и отправлю к прошлогоднему посту:


С оперой совпало начало шумановского фестиваля. Под руководством музыкального директора венесуэльца Gustavo Dudamel играли Первый фортепианный концерт Шумана и его Первую симфонию (солировала известная пианистка японского происхождения Mitsuko Uchida):


Мы сели примерно там же, где и в прошлый раз, за оркестром, но вообще в самый первый ряд. Дирижера оттуда видишь прямо как в видео на ютубе. Литаврист сидел прямо под нами. Валторны тоже недалеко. На симфонию пришел еще мужик с треугольником, которому всего-то два раза надо было позвенеть в первой части. Звучание оркестра получается несколько необычным, но восприятие от этого не хуже, а наоборот. Можно расслышать тихие ноты валторн, которые по-другому не уловить. Или как в самом начале концерта японская бабушка уже села за рояль, спохватилась и сказала шепотом дирижеру: “I forgot my glasses” :)


В отеле после концерта первым же делом пошли смотреть календарь LA Phil на следующий сезон. И в следующем мае у них не что-нибудь, а Восьмая симфония Малера. Надо ехать, решили мы. Правда, на места за оркестром явно билеты продавать не будут - там будет сидеть хор.

Традиционный подсчет расходов на поездку: перелеты и общественный транспорт - $340.80 (за такую цену Delta дает снеки, но не позволяет выбирать места; кстати, в качестве айди я показывал не права, а пластиковую карточку US Passport - никаких вопросов или удивления она не вызвала); еда - $92.85; отель - $224.25; развлечения - $435.50. Итого - $1093.40: весьма бюджетно, я считаю. Доходы приложений за эти четыре дня составили $2361.81, и это все будние дни были.
Tags: garden, la, la opera, la phil, museum, music, schumann, travel, verdi
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments