andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Category:

Веселый Штраус


В пятницу 27 ноября мы посетили очередное представление Питтсбургского симфонического оркестра (PSO). В программе был Первый фортепианный концерт Чайковского и «музыка семьи Штраусов» во втором отделении. Нас, разумеется, в первую очередь привлек Чайковский. Сами американцы признают, что его 1-ый фортепианный концерт – одно из самых известных музыкальных произведений, к которому вновь и вновь возвращаются исполнители и слушатели во всех уголках мира. Мы же до этого неоперного Чайковского никогда вживую не слушали, хотя наш интерес к классической музыке начался именно с mp3-шного сборника опусов Петра Ильича. Штраусов же мы рассматривали как данных в нагрузку. Какая глубокая связь может быть между гениальным виртуозным концертом и веселенькими вальсами? Программа второго отделения, состоящая из девяти маленьких вещиц, была опубликована на сайте PSO. Доминировал «король вальсов» Иоганн Штраус-младший. Кроме того, его менее известный братец Иозеф был представлен 1.5 отрывками (пиццикато-польку братья написали совместно).

Дняблагодарениевский уикенд тем временем протекал довольно уныло за интернетовскими посиделками. Погода стояла мрачная: раньше часа дня и вставать не хотелось. А в пятницу в морозном воздухе даже начало кружиться что-то вроде снега. К моменту выхода из дома уже давно и окончательно стемнело. Дорога до Downtown'а уже проезжается на автомате, и навигатор мы берем разве что из привычки. Народу собралось визуально чуть ли не меньше, чем на предыдущий хэллоуиновский концерт: целые ряды остались свободными.

В концерте Чайковского, как это уже стало традиционным, солировала молодая китайская пианистка Са Чен. Оркестром дирижировал музыкальный руководитель PSO Манфред Хонек. И получилось все очень и очень стандартно. Можно, конечно, винить не самые удачные места или общую заезженность концерта, но на меня особого впечатления произведено не было. Причем к солистке у меня особых претензий нет, а вот оркестр звучал как-то вяло, медленно и несобранно. Публика, конечно, рада любому исполнению. Первые аплодисменты раздались уже после первой части. Заодно, воспользовавшись паузой, усадили опаздавших. И в конце тоже хлопали, но лично я даже не вставал. Тем не менее развели китаянку на принятые бисы. Что она исполняла, я не расслышал, но что-то медленное и заунывное, может быть, даже китайское. А на бисы надо что-нибудь веселое и быстрое. Ну, проехали Чайковского. Концерт знаменитый. Потом еще когда-нибудь пойдем, тогда и сравним.

После антракта количество музыкантов возросло во всех группах, и начались Штраусы. Cыграв первый вводный вальс, маэстро Хонек взял объявление программы в свои руки: как-никак отечественного композитора играет. Получилось это у него замечательно, с юмором. Сам немецкий акцент уже веселый с его «вондерфуль» и «поссибль». И оркестр зазвучал по-другому: громко и задорно. Вальсы сменяли польки, а польки сменялись маршами. В «Египетском марше» оркестранты даже выступили в роли хора. Под конец прозвучала известная полька «Гром и молнии». За гром отвечал большой барабан, а за молнии на пару визг струнных и блеск меди. Хонек обещал, что возможно будет даже дождь. И правда, под последние аккорды музыканты раскрыли скрываемые до того момента разноцветные зонтики.

Тут аплодисменты и крики «Бис!» были уже гораздо громче. Уламывать дирижера долго не пришлось, и прозвучала так называемая музыкальная шутка Perpetuum Mobile («Вечный двигатель»). Как я понял, играть ее можно по кругу до бесконечности. Но и на этом слушатели не остановились и требовали продолжения концерта. У PSO оказался еще один припасенный рояль в кустах. Точнее не рояль, хотя рояль после первого отделения так полностью за кулисы и не оттащили, а наковальня. В этом был намек на команду по американскому футболу Steelers (сталевары), которые для Питтсбурга, что «Зенит» для Петербурга. Наковальню вывез из левой кулисы парень в желтом фартуке и в черной сварочной маске. И под оркестровый аккомпанемент он простучал двумя молотками еще какое-то произведение Штрауса. Но и это был еще не конец. Вечер закончили наиизвестнейшим «Маршем Радецкого» Иоганна Штрауса-старшего. Хонеку удалось продирижировать не только оркестром, но и аплодисментами публики, которыми она сопровождала исполнение марша.

Думаю, все остались очень довольны. Наверно, для таких вот пасмурных дней Штраус действительно подходит лучше всего. Чем и хороши живые концерты, что каждый раз тебя ожидает уникальное и непредсказуемое действо. С Pittsburgh Symphony мы расстаемся до следующего года, а именно до конца января, когда Седьмая симфония Брукнера пойдет в связке с Пятым фортепианным концертом Бетховена. Ну, а в промежутке нас ожидает большая оперная программа в Мет.

Tags: music, pso, strauss, tchaikovsky
Subscribe

  • Единственный Город в США

    Краткое содержание поста: Подвожу итоги нашей поездки в НЙ (16-20 апреля) - паспорта, встреча со знакомыми, музыка, архитектура, прогулки по городу,…

  • Филадельфия – колыбель американской революции и пр.

    Воскресным днем мы поставили галочку напротив слова Филадельфия. За пять часов, что мы провели в городе, мы обошли немало, но не загорелось в нашей…

  • Принстон – встреча друзей

    В июне 2011 года я обошел кампус Принстоновского университета и ближние окрестности вдоль и поперек. Потом еще месяц строчил в блоге посты о химии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments