?

Log in

No account? Create an account
dragonium

andresol


Блог Андрея Соловьева


Previous Entry Share Next Entry
Задача про технеций
dragonium
andresol
В апреле 2002 года я участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников по химии в Великом Новгороде от 11 класса. Одним из трех туров олимпиады был теоретический тур с задачами по выбору.

В те времена тур по выбору был устроен следующим образом: каждому участнику, независимо от того, в каком классе он учился, выдавалась книжечка с 16-18 задачами по разным темам. Почему-то для 2002 года на сайте есть не все задачи, но вот для примера тур по выбору 2003 года - довольно объемные, многословные задачи с несколькими вопросами. Всего 17 страниц - тут полчаса минимум уйдет на чтение, не говоря уже о решении и оформлении. Я, кстати, уже не помню, сколько длились теоретические туры на всероссийских олимпиадах: часа три-четыре, около того.

И вот в туре по выбору участник был волен решать любые из предоставленных задач. На первой странице тетрадки с решениями надо было написать, за какие задачи взялся, чтобы жюри знало, какие задачи проверять. Но в итоге в зачет шли только четыре самых высоких балла. Максимальный балл за каждую задачу был 15, поэтому за этот тур максимум можно было получить 60 баллов.

Книжица начиналась задачами по неорганической химии, вроде как из уважения к малышам из девятого класса, которым знать органику еще не полагалось. Переходила к аналитике, физхимии, затем органике и заканчивалась биохимией. Момент перед раздачей заданий очень нервный, но как только я получал задание, я полностью отключался от окружающего мира и погружался в быстрое чтение. Вначале было важно прочитать хотя бы начала всех задач, чтобы осознать глубину своего незнания, но в то же время наметить те, которые можно попытаться раскрутить.

Затем я приступал записывать идеи по самым простым и очевидным заданиям в черновик. В том году задача под №1 не показалась мне очень сложной. Было накручено много превращений соединений некоторого элемента Х, которые потом нужно будет записать в виде уравнений реакций (этой задачи на сайте нет, надо бы попросить найти книжку с задачами у меня дома, но я даже сам уже не знаю, где она может лежать). Если я помню правильно, на сам элемент можно было выйти через подсказку в предпоследнем вопросе (частый трюк на химических олимпиадах, когда в условии вообще ничего непонятно, как отвечать на первые вопросы из списка неясно, но если не бояться, а прочитать все вопросы, то в восьмом вопросе может оказаться фраза типа “Элемент Х образует карбонильное соединение с формулой M2(CO)10. Напишите его структурную формулу”).

Может, не так прямолинейно, но информации в вопросах было достаточно, чтобы сузить рамки поиска до 7 группы. Марганец не подходил по цветам соединений, уж химию марганца я знал хорошо. И, как мне казалось логично, умозаключил, что если не марганец, то это должен быть рений (возможно, мне вспомнилась другая задача из летнего химического лагеря, где оказался именно рений). Я по-быстрому расписал все реакции под рений, ответил на все дополнительные вопросы и переключился на другие задачи.

В итоге я тогда заявил для проверки чуть ли не 10 задач. Конечно, многие из них я вообще не решил, а только набросал безумные идеи на первые вопросы, получил за них 0,5 балла, которые в финальный зачет не пошли. Но это была благоразумная тактика, так как никаких снятий баллов за неправильные ответы на олимпиадах не бывало. Все, что написал, все твое. Вот я и писал, пока время оставалось.

Сразу после окончания тура участникам раздают другие книжечки - с решениями. Люди тут же лезут смотреть, радуются или огорчаются (что чаще). Я открыл решения, первая задача, и там оказался не рений. А технеций. Еще один элемент из 7-й группы, но о котором так легко забыть, так как он радиоактивный и вообще, кто в здравом работает с технецием и знает в 11-м классе его химию?

Конечно, следуя заветам дедушки Менделеева, мы обязаны уметь предсказывать химию технеция (который Менделеев в своих предсказаниях называл экамарганцем; открыт в 1937 году) и рения (менделеевский двимарганец; открыт в 1925 году). (Приставки “эка” и “дви” были взяты Менделеевым из санскрита, где они означают “один” и “два” соответственно; никогда не понимал, с чего Менделеева потянуло в санскрит). Предсказывать свойства с поправками на увеличение радиуса атома вниз по группе и вторичную периодичность. Технецию и рению должны быть более свойственны высокие степени окисления, а потому в высшей из них +7 их соединения должны быть более слабыми окислителями, чем перманганат. По задумке автора задачи школьники должны были знать, что какая-то там хрень окисляется пертехнатами, но не окисляется перренатами.

Это был единственный момент, по которому их можно было различить. Я не смог. Конечно, написали бы они “а еще этот элемент радиоактивный”, и все стало бы ясно. Но автор решил, что тогда задача годилась бы для детского сада, а не для всероссийской олимпиады. Тем более в туре по выбору задачи считались более сложными: не хочешь - не решай. Решай то, что попроще.

В общем, насчет моих перспектив на эту задачу я оказался в глубокой задумчивости: формально я не написал ни одного правильного соединения. Там в осадок должен быть выпадать TcO2, а не мой ReO2. За такое можно и ноль баллов поставить. Или дать парочку “за волю к победе”. Оставалось ждать апелляции. (Я не помню, чтобы в решениях была разбалловка. На сайте олимпиад для тех задач, которые там есть, разбалловки в решениях нет. Но память мне могла изменить. Возможно, информация о том, сколько баллов, за что давали, дошла до нас раньше, так как не я один выбрал рений).

Апелляция - это такая процедура после всех туров, но перед оглашением результатов, когда ученики по очереди заходят в зал, где сидят члены жюри. Тебе выдаются твои тетрадки с решениями, уже проверенные. Можно по-быстрому ознакомиться, что зачли, а что нет. Проверяются даже черновики, если члены жюри в состоянии отыскать там правильную мысль. Если не в состоянии, то для этого и существует апелляция. Можно пойти и ткнуть, что вы не заметили мой правильный ответ, написанный вверх ногами на пятой странице черновика, а потом перечеркнутый. Могут дать полбалла. Все же человек в правильную сторону думал. Карандаши и ручки при этом с собой брать на апелляцию строго запрещено. Если увидят, что что-то дописываешь или исправляешь - моментальная дисквалификация.

Некоторые участники хвастались, что отбили на апелляции целых 6 баллов. Я же никогда не умел отбивать баллы. Но не потому что я был плюшевым и боялся спорить с доцентами МГУ. Спорить было не о чем. Всё мое мне ставили. Почерк у меня четкий, организация решений хорошая. Кажется, я отбил один раз только то, что мне все баллы правильно проставили в моем решении, но потом неправильно их сложили (не в мою пользу, конечно). Всю эту математику тоже надо проверять. Автор задачи сразу же со мной согласился и записал правильный балл на первой странице.

За задачу про рений, то есть про технеций, мне дали 12 баллов. Был бы технеций, было бы 15. За марганец и то давали 5. Щедрый автор у задачи попался. В моем случае эта щедрость позволила задаче №1 попасть в число четырех верхних. Ну, то есть если бы дали за нее 0 баллов, то я бы потерял не 12 баллов от итоговой суммы, а всего 5, например, так как вместо нее зачлась бы задача, решенная на 7 баллов (я уже не помню точные цифры, но примерно так оно и было бы), которая в реальной жизни была пятой и мне никак не помогла.

Олимпиады меня многому научили. Например, тому, что не надо быть перфекционистом. Обычные школьные задания, в первую очередь сочинения и диктанты, строятся по принципу, что надо решить все. Допустил ошибку, оценка снижается. Хоть одна ошибка - уже не пять. А олимпиады по химии в мое время были правильной сложности. Где если решил одну задачу, это уже достижение. На той олимпиаде у меня за три тура было порядка 107 баллов из 150 возможных. И это был второй результат в 11 классе. Еще полно места, куда расти. Это тоже важный урок.

Тур по выбору в силу этого своего выбора прививал многозадачность. Хотя это не правильное слово. Классическая многозадачность, когда пишешь решение по одной задаче в чистовик, но в это время думаешь над другой задачей и жуешь шоколадку, тоже полезна. Но тут именно умение среди множества задач быстро выделить свои. Знать свои сильные стороны. Все эти навыки мне потом не раз помогали на письменных экзаменах в университете, при сдаче TOEFL и GRE, и, наконец, в аспирантуре. В университете я встречал людей, которые на письменной контрольной не могли ничего решить, потому что завязли в решении первой задачи, а потом сами признавали, что надо было ее бросить и переходить к следующим, которые были намного легче. Я с олимпиадных времен знал, что задачи надо решать в произвольном порядке и сразу несколько параллельно, прыгая от одной к другой по мере появления хороших идей.

Тонкое искусство - не бояться задач, которые окажутся решаемыми, но и не браться за те, которые окажутся нерешаемыми. Решить все никакой жизни не хватит. В олимпиадах обычно самые длинные задачи были самыми простыми: там и раздолье для всяких подсказок, и высока вероятность, что удастся ответить хотя бы на часть вопросов, которые могут быть по разным темам. А вот очень короткая задача - это как правило “гроб”. Если не угадаешь главный принцип, заложенный автором, то ничего за нее не получишь.

Я уже тогда знал, что органика - моя сильная сторона. А за аналитику даже не брался. Позже, в университете я понял, что самые простые задачи по физхимии. Если знать небольшое количество формул и уметь их применять, они все решаются однотипно. На это можно очень быстро натаскаться. А вот с той же органикой невозможно знать все соединения и реакции. Авторы могут выбрать любые. Но так мой мозг устроен, что как раз считать он не очень любит, а вот запоминать большие массивы дат и структурных формул - это пожалуйста.

В том же туре по выбору я решил на 14,5 или на 15 баллов задачу про лецитин, на счет которой руководитель нашей питерской команды Борис Викторович подумал, когда сам увидел задания, что ее никто не решит. А это оказались химия и структуры прямо со страниц учебника Несмеянова, который я поглощал перед поездкой на олимпиаду. На туре оказалось достаточным увидеть знакомые “хвосты” и воспроизвести все остальное. (Помню ли я сейчас формулу лецитина - хороший вопрос. Записал на бумаге, что помнил, проверил по Wikipedia - оказалось, что забыл фосфатную группу).

Ладно, хотел не про лецитин написать, а про технеций, что не надо бояться быть импостором: надо действовать, а умные люди тебя оценят, даже если ты не настоящий программист, за которого мне порой приходится себя выдавать. Что-то же для наших приложений я сделал, и за это заслуживаю partial credit?


  • 1
С интересом прочитал. Понял, что автор крут, и олимпиада была крута. Всё остальное "понялось" гораздо хуже. :))

У меня были похожие ощущения от заданий городской олимпиады в 9 классе :)
Основная идея задачи из поста - что есть два химических элемента с очень похожими свойствами, которые вообще не понятно, как можно различить, если не быть экспертом в их химии. Но, к счастью, оказалось, что можно не различать и все равно получить высокий балл.

>>Позже, в университете я понял, что самые простые задачи по физхимии
Осознал это во время учебы на биофаке - из всех четырех химий (неорга, орга, физ и био-) проще всего было на физхимии, и именно по тем причинам, что вы описали. Хотя многим сокурсникам она была наиболее неподъемна. Сейчас задачи не решу, скорее всего, но от нее осталось ощущение некой системы, в то время как от остальных - скорее впечатление некоего набора знаний об отдельных классах веществ. В итоге химию, которую любил и хорошо учил и сдавал, забыл сильнее всех изученных наук...

Я все равно стал химиком-органиком. Но если бы сейчас вдруг решил готовить школьников к олимпиадам, то налегал бы в первую очередь на физхимию, потому что это ограниченный набор формул, которые реально выучить и реально натренироваться решать по ним задачи. Кстати, так как в школе физхимию не преподают, то задачи на олимпиаде были на уровне тех, которые мы потом решали на втором курсе университета.

С органикой все по-другому. Там могла быть задача, которую не решит профессор органической химии, потому что он не знал или забыл определенные реакции. Это как олимпиада по литературе (если есть такая), где авторы могут задать вопросы по любой существующей книге, и это уже твои проблемы, если ты ее не читал.

Спасибо за разъяснение. Я как-то так все и представлял!

мне с того тура запомнилась эпичная задача про стабильную угольную кислоту - взрыв мозга :)

А технеций я тоже решал и тоже, кажется написал рений, но у меня было еще много дыр в решении, так что 12 баллов я вряд ли получил.

Рад, что кто-то еще помнит задачу про технеций, что я ее не выдумал и она мне не приснилась.
Задачу про угольную кислоту помню смутно. Она на сайте есть (http://www.chem.msu.su/rus/olimpiad/russia/2002/oblig/09(r).pdf). Или я ее не решал, или решил что-то по мелочи, и в финальный балл это не попало.

Я уже не помню, какие у меня были топ-4 задачи. Мне кажется, что вот эта про углеводород с цепочкой превращений точно должна была попасть: http://www.chem.msu.su/rus/olimpiad/russia/2002/oblig/11(r).pdf.

И если это в Новгороде была задача про малахит, то за нее у меня тоже был высокий балл.

Физхимия из всех разделов химии самая математизированная, поэтому сильно проще задачи.
У меня самое яркое воспоминание с Российской олимпиады где я участвовал (96-го года) - практический тур. Был синтез, уже не помню точно чего, но вроде как ароматика с нитро- и аминогруппами. Участники массово выливали горячую смесь концентрированной серной и азотной кислот в раковины. В конце практического тура одна из раковин раскололась на две части, причем с таким довольно громким звуком это произошло.

Наверняка, еще и без защитных очков и перчаток все работали.
У нас синтеза на всероссийской олимпиаде не было, только титрование. Об экспериментальном туре я еще хотел отдельный пост в будущем написать.

Задачи по физхимии проще, если к ней готовиться. Но я осознал это только уже, учась в университете. И хотя у нас в СПбГУ было очень много разных физико-химических курсов, я все равно стал органиком.

Да там не то что без перчаток - серную кислоту в пипетку ртом засасывали.

Какой классный опыт! Я никогда никуда не проходила в своих олимпиадах по биологии. Один раз на областную, а что бывает на всероссийских, даже не представляю.

Спасибо!
У нас в школе вечно были проблемы с учителями биологии, и я в олимпиадах по биологии вообще никогда не участвовал, даже в районных.

А с химией я тоже самостоятельно дошел только до городского уровня в 9 классе. Зато с 10 класса стал ходить на химический кружок, где целенаправленно готовили к олимпиадам.

Очень интересно читать такие воспоминания. Пиши ещё!

А приложение ваше я ещё не скачала)) жду новый телефон.

Спасибо! Напишу еще, но когда будет время и настроение. Не раньше, чем через неделю.
Приложение у нас не одно, их много.

Я помню, что у вас много )) хотела сказать, что ещё руки не дошли, хотя бы какое-нибудь скачать )))

Вчера сын пришел с олимпиады по химии, и наконец-то , до него дошло, что нужно заниматься самообразованием, школьных знаний не достаточно.

Если нравится химия и есть желание самообразовываться, то участие в олимпиадах - отличный стимул. И при поступлении в вуз потом сильно помогут. Но вот, например, мой брат никак не глупее меня, а в предметных олимпиадах больших успехов не достиг. Ему не нравилось решать задачи на время. Зато он много самообразовывался в плане программирования (в школе у нас информатики вообще не было), и в далекой перспективе это оказалось выгоднее моей химии.

Сейчас для самообразования полно возможностей. Куча задач по химии с любых олимпиад и экзаменов есть в интернете. И ту же Википедию можно читать вместо учебника. Успехов вашему сыну!

Ему много предметов нравится. Он в 10-м классе. Ещё не выбрал направление, профессию.
Программирование правда на первом плане у сына)
Спасибо!

Я как-то помогала проводить и частично проверяла олимпиаду по химии - наверное городскую? Дело на химфаке было, где-то весной, я курсе на 3 что ли была, может на 4 даже. Саму меня как-то химические олимпиады не смогли заинтересовать - я сходила однажды на одну что ли, она какая-то скучная мне показалась и я ушла оттуда. Но она кажется не такой длины была. Марафоны по всем предметам мне нравились гораздо больше и как ни странно там обычно рулили математика, почему-то вдруг литература и биология, ну в плане интересных задач. Особенно литература, у меня все воспоминания (а на марафонах я была много раз) именно о ней остались почему-то. Хотя я человек, который вообще 3.5 книжки в жизни прочитала, но как-то в моем восприятии слова/метафоры/приемы/аналогии кажутся очень логичными и структурированными. Я много раз умудрялась правильно угадать автора/произведение (почему-то там любили такие задания), хотя это конкретное произведение никогда не читала, но знала, что такое существует у этого автора. Или там поэта угадать, почему-то даже нашей учительнице литературы это не удавалось обычно...

По математике вот олимпиады мне нравились, и мне кажется, что городской тур там был часов чуть не шесть? И тоже всегда в МГУ проходил, сидишь на не знаю каком этаже ГЗ, смотришь в окно с высоты птичьего полета, думаешь о задачках, это было интересное время. И обычно эти задачки все умещались на одном листке - я обычно читала по порядку, прочитала одну, попыталась задание переизобразить так, чтоб мне понятно было, если сразу видно - решить, если нет - думать в бекграунде, и идти дальше. Но на удивление вернуться к задаче через час нередко очень помогало. А что решать надо не по порядку меня научил позорный случай во 2 классе, когда я получила свою первую и единственную двойку за контрольную по математике. Там было штук пять или шесть заданий, уже не помню, но я застряла на второй и так и не смогла ее решить, а не по порядку писать мне казалось не комильфо. Контрольную нам дали потом, конечно, переделать, кажется, это чуть ли не одна из первых в нашей жизни контрольных вообще была (so it really had to be perfect, you see), но урок я запомнила. Я была тогда ужасно благодарна учительнице, что она дала нам шанс этот ужас исправить и что мама о моей двойке никогда не узнает, что пугало меня просто неимоверно. Возможно, что она-таки знала, но мы с ней никогда не обсуждали этот момент, поэтому есть ненулевая вероятность, что этот мой секрет она узнает только из твоего жж спустя безумное 20+ лет :-)

Вообще я довольно быстро осознала, что олимпиады - это спорт и к нему надо серьезно тренироваться. Я даже не знаю, было ли у меня слишком много лени, была ли я слишком сфокусирована на том, чтобы не "упасть" во всех остальных предметах и сферах школьной жизни, или не было настойчивого тренера, но как-то вот не зацепили меня такие соревнования. В целом я вообще соревноваться не очень-то люблю, как-то по жизни приходится, увы и ах, но я это не люблю. Такая вот борьба и попытка гармонично сбалансировать аутистическую изолированность от системы координат других людей и personal aspirations.

Я не знаю, что такое марафоны, и чем они отличаются от олимпиад. У нас такого не было, или они назывались по-другому. Вообще попадание на районную олимпиаду зависело от учителя, хочет он кого-то послать или нет. Если хочет, то так как мы с братом были отличниками по всем предметам, то нас обычно и посылали. Но, например, у нас не было в школе информатики и по сути не было биологии, поэтому по этим предметам мы на олимпиады не ходили. Сами инициативу мы в этом деле не проявляли: мне вполне хватало сходить на районные олимпиады по русском, математике, физике, химии и географии - от этого и так уже голова кругом шла.

А ты попадала на настоящую городскую олимпиаду по математике? Тогда ты крута. У нас в Питере попасть на городской тур было сложно, если не готовиться. Я попадал один раз и позорно там провалился. А мой брат никогда не попадал, хоть и получил потом PhD in Mathematics. Но про него я уже написал в комментариях, что он формат олимпиад не любил и как и ты не любит соревноваться и решать задачи на время. Хотя в СПбГУ он в итоге поступил по результатам университетской олимпиады, которая тогда засчитывалась за вступительные экзамены. Олимпиада была по информатике, которую он выучил исключительно сам по книжкам.

Я к олимпиадам по химии готовился целенаправленно, начиная с 10 класса. Может, когда-нибудь напишу о химическом кружке, в который я для этого ходил. И поэтому хороший тренер у меня был. Я могу довольно долго рассуждать о том, нужны олимпиады или нет. Но вот когда я получил грин-карту в том числе благодаря тому, что смог заявить медаль международной олимпиады по химии как награду, я однозначно говорю, что лично мне олимпиады пригодились. Хотя куча людей получили гк и без олимпиад.

Это называлось интеллектуальный марафон, там обычно были задания по всем предметам - ну типа там в 5 классе по пяти, в восьмом уже почти десять, видать, специально для отличников.

Не, не крута, у нас туры были не связаны - на мос городскую олимпиаду по математике мог прийти любой желающий, я ходила дважды. Один раз чуть-чуть не дотянула до третьего места и получила почетную грамоту. Мне подарили книжку и потом закидали приглашениями во всякие 57 школы и химлицеи, но... Хотя школьные туры у нас все же проводились, такое я помню, но там скучно - с кем соревноваться-то особо. Муниципальные не помню, может быть были? На информатику я один раз сходила, чего-то нарешала, но не дотянула до грамоты. Какого она уровня была - хз, но не в нашей школе, а где-то у черта на куличиках.

Еще какие-то были олимпиады по почте, кажется, тоже по математике. Но это что-то такое до 7-8 класса, мне кажется.

На физику меня как-то звали, но я не пошла - там была отдельная история и это было дело принципа. На биологию я регулярно отказывалась идти, потому что таким образом мстила нашей биологичке за ее глупость, неумение пользоваться словарем и предвзятое отношение (это они потом проникались, причем обе, но было уже поздно - мое доверие обратно заслужить сложно).

В общем, олимпиад много разных. По почте по химии была соросовская олимпиада. С тех пор, кажется, разных олимпиад стало еще больше, после того, как дипломы на них стали засчитывать как 100 баллов за ЕГЭ. Чуть ли не каждый универ стал свои олимпиады проводить. По химии, знаю, появился и школьный турнир для командных соревнований.

Но я в своих постах под олимпиадами по химии буду подразумевать ту структуру из этапов разного уровня, которая завершается IChO - International Chemistry Olympiad.

"Бывали дни весёлые, гулял я молодой" (с) ;)
Решать задачки - дело такое... сложное... мне концентрации в молодости сильно нехватало. В 96-м емнип на всероссийской олимпиаде мы монетки кусок растворяли и титровали, так у меня косяк был с разбавлением - порядок потерял. И это запороло всю эксперименталку...
Сейчас уже другие проблемы :)


Нынче выступал тестовым решателем универской задачки по неоргану, могу скинуть по приколу. Такая, нехилая задачка, но я её почти решил. По крайней мере, бОльшую часть баллов бы мне засчитали ;)

С органикой в последнее время по-другому, коллеге сформулировал: "Chemistry is amazing. Each time you think it is trivial - but it's not!" :)


ЗЫ: а как бы ты перевёл такое: "We are here to make a choice between the quick and the dead"? Это какая-то идиома, чи шо?

У меня с теорией всегда было лучше, чем с экспериментом, но об этом я собираюсь отдельный пост написать.

Задачу можешь скинуть (например, на е-мейл andreychemist@gmail.com). Я обещаю прочитать условие, но не обещаю, что у меня будет время и желание ее решать. Я сейчас решил больше изучать программирование и совсем не отвлекаться на другие вещи типа химии.

Фразу можно перевести как "промедление смерти подобно". В русском языке это изречение приписывают Петру I, и его еще любил Ленин. А откуда оно в английском, не знаю. Первая страница гугла вся ссылается на одну и ту же речь по атомной программе.

  • 1