?

Log in

No account? Create an account
dragonium

andresol


Блог Андрея Соловьева


Previous Entry Share Next Entry
Что стало с бывшими олимпиадниками
dragonium
andresol
В предыдущем посте об олимпиадах меня спросили, куда пошли учиться участники нашей команды и что вообще с ними стало. Я решил, что этот хороший вопрос заслуживает отдельного поста. Плюс я порассуждаю о том, что лично мне дало участие в школьных олимпиадах по химии и какое место они должны занимать в образовательном процессе.


От каждой страны в IChO участвует по четыре школьника. Из нашей команды России 2002 года все четыре участника защитили кандидатскую или ее иностранный аналог. По алфавиту:
1. Илья Глебов из Барнаула поступил в МГУ, который закончил в 2007 году, в 2010 году там же защитил кандидатскую, сейчас доцент в МГУ. Он занялся квантовыми расчетами (поэтому он к.ф.-м.н., а не к.х.н.) под руководством Вадима Еремина - руководителя нашей команды на IChO. Я знаю, что сам Илья потом стал соруководителем российской команды школьников и ездил с ней на другие IChO уже в качестве ментора.
2. Евгений Ларионов, мой друг еще с Химического кружка. Мы вместе учились в СПбГУ, потом Женя поступил в аспирантуру в Германию (LMU-München), в 2011 году стал там Doctor rerum naturalium (еще один способ назвать PhD), был постдоком в Швейцарии и Испании, занимаясь органическим синтезом, а сейчас работает в химической индустрии в Германии.
3. Игорь Седов из Казани пошел в Казанский университет, где в 2009 году защитил кандидатскую по физхимии и продолжает там же работать доцентом и ведущим научным сотрудником.
4. Андрей Соловьев - ну, про меня все должны все знать :) Я один сбежавший из Системы. Но в Системе еще столько хороших химиков осталось, что мою потерю она переживет и пережует. (Система = вера в то, что если в юности начал учиться на химика, то всю жизнь должен проработать химиком).


Интереса ради погуглил еще других участников IChO 2002, где они сейчас.

1. Самое первое место занял китаец Ye Zhu: BS Peking U.; PhD U. of Chicago; Postdoc MIT; поработал в Bristol-Myers Squibb, а сейчас Assistant Prof. в National University of Singapore. Тоже органик. Ну, весьма хорошая карьера пока получается.
2. На втором месте был другой китаец Hua Lu: BS Peking U.; PhD UIUC; Postdoc Scripps и в 2014 году он вернулся в Пекинский университет Assistant Professor’ом. Занимается биоматериалами. Вот, китайцы после прекрасного американского образования возвращаются в Азию.
3. Занявшего третье место Sumit Kumar из Индии я не нашел. Нашел нескольких Сумит Кумаров химиков примерно нашего возраста, но, вроде, это не он.
4. Marcin Kałek из Польши, 4-е абсолютное место. MS U. of Warsaw; PhD Stockholm U.; Postdoc CalTech; с 2016 года Assistant Professor в Варшавском университете. Тоже органик и тоже вернулся на родину.

На этом я решил, что общая картина понятна, и остальных школьников искать не стал (хотя я знаю из этого списка еще несколько человек, кто получили PhD). Картина для IChO в целом оптимистичная. Я часто говорю, что решение задач на время не коррелирует с умением заниматься научными исследованиями. И что участие в школьных олимпиадах не является ни необходимым, ни достаточным условием для успеха в науке в будущем. Но вот большинство бывших олимпиадников не спились, не зазнались, а достигли такого уровня в науке, какой можно ожидать к 33 годам.

Хотя не про наш год, но про других олимпиадников я слышал истории, что люди не могли даже бакалавра получить. И вылетали чуть ли не с первого курса. Не потому, что плохо знали химию, а потому что дисциплины не хватало, чтобы сдавать сессии по всем предметам. У нас в СПбГУ многие преподаватели потом к олимпиадникам относились с подозрением.

Вы можете возразить, что Assistant Professor в Сингапуре - это никак не предел мечтаний для гения. Я помню, когда в 2006 году присуждали медали Филдса отметили, что два лауреата (Теренс Тао и Григорий Перельман - который от награды отказался) участвовали в школьных олимпиадах и завоевывали там золотые медали (Тао так в 13 лет). А вот Андрей Окуньков и Венделин Вернер в олимпиадах не участвовали. Но так это математики. И награда такая, что вручается в возрасте до 40 лет.

Я посмотрел, кто сейчас самый молодой Нобелевский лауреат по химии - Штефан Хелль, 1962 года рождения, НП 2014 за флуоресцентную микроскопию. (Кстати, это PhD руководитель другого олимпиадника из Питера Сергея Яна, который был на год старше нас с Женей и выигрывал дипломы Всероссийской олимпиады). Хотя международные олимпиады по химии проводятся с 1968 года, изначально это была забава для стран социалистического лагеря и по уровню сложности задач напоминала нынешнюю районную олимпиаду. Более-менее серьезного уровня с участием капиталистических стран IChO достигла в 1980-х годах. То есть Штефан Хелль в международных олимпиадах вряд ли участвовал, а остальные Нобелевские лауреаты по химии еще старше его.

Один из самых уважаемых мной органиков-синтетиков Фил Баран (1977 года рождения) по своему возрасту мог бы участвовать в олимпиадах, но я ничего на этот счет найти не смог. Если бы участвовал в IChO, то уверен, это где-нибудь было бы отмечено. Так что однозначно назвать кого-нибудь из бывших олимпиадников, кто стал по-настоящему большим ученым, я пока не могу. Но рискну предположить, что среди тех, кто участвовал в IChO на сегодняшний момент, кто-нибудь да получит НП в будущем. Лет через 50 узнаем :)

Но IChO - это же вершина айсберга. В том же Китае есть сотня школьников каждый год, кто мог бы завоевать там золото, но от одной страны поедут только 4 человека (и тут китайцев дискриминируют, не только с грин-картами). Я считал олимпиадниками всех, кто брал дипломы на городском уровне и выше. Идея олимпиадного движения в химии намного шире, чем натренировать 4 школьников на всю страну.

Для меня в первую очередь это была огромная мотивация учить химию за пределами школьной программы, где мне быстро стало скучно. Не все любят соревноваться. Вот мой брат, который ничем не глупее меня и который в науке достиг даже больше, чем я, олимпиады никогда не любил, к ним специально не готовился и дальше городского уровня не поднимался.

Но программистам проще: они дома за компьютером могут работать над реальными проектами, еще учась в школе. А вот химичить дома я никому не советую. И школа - это тоже неподходящее место для научной работы. Мало, кто может устроиться заниматься настоящей химией в местный университет параллельно школе, вот и остается ходить на химические кружки, как делал я, и готовиться к участию в олимпиадах.

Я приветствую разнообразие форм образования. Потому что люди любят учиться по-разному. Кому-то олимпиады совершенно не подходят, а у меня они удивительным образом легко пошли. Мне нравилось запоминать реакции и формулы, решать химические задачки, и я никогда не испытывал такой стресс в отношении олимпиад, как потом было с экзаменами. Экзамен можно провалить, он проверяет, что ты не знаешь. А олимпиада была таким соревнованием с самим собой в первую очередь, где что-то не знать - это нормально. Ну, не буду победителем, ничего в остальном для меня не изменится, не надо будет ходить на пересдачи.

Главное, чтобы олимпиады окончательно не превращались в спорт, не появлялись профессиональные олимпиадники, которые не могут потом перестроиться на научную работу. А потому я против студенческих олимпиад по химии - студенты уже могут в лабе работать. Я против того, чтобы за школьную олимпиаду давали большие призы: деньги не должны быть главной мотивацией. И я даже предложил бы, чтобы один человек мог участвовать в международной олимпиаде только раз в жизни, чтобы дать возможность поучаствовать другим. Плюс такой опыт дает огромное, и на мой взгляд не совсем честное, преимущество на следующий год, когда уже знаешь, к чему именно готовиться. И если государству нужны ученые, то пусть развивают аспирантуру, а не школьные олимпиады.

Разумеется, в первую очередь участие в олимпиадах принесло мне знания по химии, поездки в другие города (для поездки в Голландию на IChO я делал свой первый в жизни загранпаспорт) и знакомства с интересными людьми (благодаря таким кружковско-олимпиадным знакомствам я и попал в США: вначале на стажировку в Bowling Green State University, куда сам бы я никогда не собрался; зато, когда очутился in the Land of the Free, решил и в аспирантуру поступать именно туда). Благодаря олимпиадам я без экзаменов поступил в СПбГУ (ЕГЭ тогда еще не было), да и для поступления в аспирантуру, уверен, медаль олимпиады не помешала.

Были и материальные подарки. Когда я участвовал в олимпиадах, я еще и не знал, что потом в университете медалистам международки, платят Потанинскую стипендию (2000 руб. к 192 руб. стандартной стипендии на 1-м курсе; 3000 руб. к 600 руб. на 5-м курсе; только надо было учиться без троек, с чем у меня проблем не было). Тогда это были очень приятные деньги, на которые мы покупали штуки вроде нового принтера. Сейчас уже Потанин ничего олимпиадникам не платит, но, может, есть какие другие стипендии.

А еще нам на IChO всем раздали одинаковые рюкзаки и калькуляторы TI-83 Plus. Своими калькуляторами на олимпиаде пользоваться было нельзя. Пришлось перед первым туром разобраться, как такой калькулятор работает, очень он был не похож на бывший у меня Casio. С рюкзаком я потом ходил в универ, и он давно развалился, а калькулятор до сих пор со мной 16 лет спустя. Делаю на нем быстрые расчеты, когда лень даже гугл открывать:


Но, пожалуй, самым неожиданным применением моей серебряной медали IChO была подача на грин-карту по категории EB-1A, где я заявил ее среди international awards. Хоть и школьная награда, но по химии же. Не было бы у меня ее, я бы все равно получил грин-карту по другой категории EB2-NIW, но это был бы долгий и нервный путь. А так олимпиадное прошлое еще раз пригодилось мне через 10 лет после окончания школы. Кто знает, может, еще когда-нибудь пригодится.


Андрей, а по слухам химфак Pitt'a очень любил российских химиков-олимпиадников?

Я думаю, что я был единственным российским химиком-олимпиадником, кто учился на химфаке Pitt'а в аспирантуре. За все мое время там я встречал только одного еще русскоговорящего аспиранта, не моего года.

Один из профессоров Pitt мне говорил, что он очень рад, что я выбрал Питтсбург. Но это потому что они понимали, что с моими результатами по GRE Chemistry, публикацией и олимпиадным опытом, я мог бы пойти в гораздо более известный универ (меня брали Принстон и Коламбия, но я пошел туда, где мы могли вместе с братом учиться).

В целом, олимпиадников международного уровня везде любят. Я знаю человека, который даже на бакалавра пошел учиться в Коламбию благодаря медали IChO. Со всеми стипендиями, не за свой счет, конечно. И американские победители олимпиад могут без проблем в гарварды-стэнфорды поступать.

1. За олимпиады сейчас платят совершенно безумные деньги ребенку и школе.

2. Примеры того, как олимпиадники самого высшего уровня потом вылетали из ВУЗов есть и на год старше тебя, и на год младше и на два, ваш год - исключение.

3. Мое мнение такое, что олимпиады, конечно же, развращают: потом приходишь на первый курс, там никто ничего не знает - чувствуешь, что тебе море по колено. В результате к моменту конца магистра-середины аспирантуры бывшие олимпиадники растворяются в общей массе, но! Среди профессоров внезапно обнаруживается их заметный процент - это мое оценочное суждение подтвержденное нашим бывшим деканом - одним из энтузиастов олимпиадного движения еще в СССР. Не обязательно это олимпиадники уровня супер-топ, может середнячки, но тем не менее. Т.е., если олимпиада и не дает упертости, работоспособности, самодисциплины и прочих качеств, которые нужны чтобы пройти академическое решето, то она дает ту любовь к знанию и решению научных головоломок, которые нужны для того, чтобы связать с наукой свою жизнь.
Я встречал немало людей - аспирантов и постдоков: упертых, работящих, умных, но абсолютно не заинтересованных в чем угодно за пределами своего проекта. Более того, некоторые из них раздражались, если я с ними пытался заговорить о науке за пределами рабочего дня. Наверняка они найдут себе неплохую работу, но хорошими профессорами им, по-моему, не быть.

4. Не согласен про студенческие олимпиады, пусть будут, главное чтоб не разрастались больше положенного. Постоянная тренировка мозгов на любом уровне нужна, лабораторная работа такую тренировку дает не всегда. И еще хотелось бы чего-нибудь командного :)

1. Мне государство оплатило только все эти поездки на олимпиады и сборы. Но это был 2002 год. Мне тоже казалось, что Потанин перестал платить стипендии из своего фонда, потому что государство стало платить. Я не социалист, но как погоня за деньгами академическую науку испортила (и спортивные олимпиады), так и научные олимпиады испортит.

2. Помню, что Еремин говорил, что пусть по качеству медалей мы выступили не так хорошо, но команда у нас была самая дружная. По одному году за все олимпиады делать вывод неправильно, и я был бы рад, если бы кто-то составил полную таблицу по всем годам, что стало хотя бы с российскими участниками IChO, но мне пока лень таким заниматься.

3. Сейчас уже сложно быть молодым профессором химии, но при этом не поучаствовать в олимпиадах хотя бы на городском уровне. Зачем тогда на химфак было идти? Но я сам знаю людей, кто у нас в СПбГУ хорошо учился и потом получил PhD, но кто в олимпиадах не участвовал. Отсюда вопрос: если взять всех, кто поступает на первый курс химфака, среди них N% олимпиадников. Потом посмотреть, кто станет профессорами, какой процент олимпиадников будет среди них. 2N%? 5N%? Я не знаю, не считал. Но если хотя бы 2N%, то это хороший аргумент, что олимпиады помогают стать профом (что не равно "стать хорошим ученым").

4. Я за то, чтобы было больше стажировок, как для undergraduates, так и для аспирантов. Я делать науку научился во время своей стажировки в BGSU. А олимпиады - это весело, но движение в неправильную сторону. Как ты сказал, что у олимпиадников-школьников были потом проблемы в универе, так у олимпиадников-студентов будут проблемы, когда дойдет до реальной науки, где никто не знает правильного ответа.

Но, как я сказал, разные люди учатся по-разному. Мне плохо получалось работать в большой команде, но если у других людей есть такая потребность, то пусть и такой формат будет.

Среди филдсовских лауреатов очень много победителей олимпиад. Но математика не химия

Да, я это отметил. И даже не знаю, особенность это математики как науки или медали Филдса как премии. Через 30 лет, возможно, среди Нобелевских лауреатов по химии будет много победителей олимпиад, потому что они, наконец, дорастут до тех преклонных годов, в которые ее обычно присуждают.

Интересно, спасибо.

Калькулятор от Texas Instruments - это реально круто!!!

Спасибо! Да, мне этот калькулятор очень нравится. И во время учебы в СПбГУ он мне очень помог. И сам факт, что он через 16 лет работает без глюков, уже поразителен. Хотя сейчас я не так часто им пользуюсь.

Это очень интересно. А проф в Сингапуре - не знаю, как у вас, но в геофизике едут в Сингапурский Универ работать, потому что там нереальные деньги дают на проекты, можно очень амбициозные вещи делать. А в США пока только урезают финансирование.

Спасибо. В Сингапуре хорошие университеты. Да и Peking University, куда вернулся другой китаец, очень крут, такой "китайский МГУ", который МГУ по рейтингам давно обогнал. Но у меня до сих пор отношение к Сингапуру (и Саудовской Аравии), что ученые туда едут из-за больших денег, а вот уровень финальных исследований никак этим деньгам не соответствует. Но посмотрим, что будет дальше. Герои моего поста только начали там работать.

В моем физмат классе самые умные ребята, те, которые международные олимпиады и все дела, перегорели, и перестали учиться еще где-то в середина бакалавриата. Говорят, после школы в универе было очень скучно.

Очень возможно, что мой год был исключением. Я сам знаю парня на два года младше меня, который после дипломов Всероссийских олимпиад не смог сдать первую сессию в СПбГУ, потому что не смог перестроиться и серьезно отнестись к новым правилам, что на занятия надо ходить.

Мне на лекциях по химии в университете тоже часто было скучно, но я с первого же курса был одержим идеей опубликовать статью. Мне казалось, что с моим олимпиадным прошлым у меня это должно легко получиться. Но уже работа над первой курсовой меня многому научила и заставила свое отношение пересмотреть. Со второго курса я начал работать в лабе и уже не мог жаловаться на то, что мне нечем заняться.

Из моих товарищей по команде (2003 и 2004) 2 из 6 - сейчас работают в Беларуси, еще один вроде как хочет в конце концов туда вернуться. Все с высшим образованием, 3/6 - химфак БГУ (Минск), 2/6 - химфак МГУ (Москва), 1/6 - Кембридж. 4/6 получили эквивалент PhD. 2/6 побывали постдоками. В академии не остался никто.

КМК олимпиады тренируют/отбирают не совсем тот способ мышления, который нужен для успешной карьеры в академии. Задачи скорее заточены под то, чтобы разгадать идею автора, чем под то, чтобы генерировать собственные идеи. Еще, когда берешься за олимпиадную задачу, ты точно знаешь, что решение существует. Нужно только реконструировать его из ограниченного количества данных и знаний почерпнутых из учебников. Непротиворечивая логика здесь как бы и является самым весомым индикатором, что решение найдено. Когда берешься за научный проект, далеко не факт, что решение есть, данные, которые можно собрать, потенциально неограниченны, и сама по себе логика в химии - аргумент очень слабый. Возможно, поэтому успех на олимпиадах в математике/информатике коррелирует с академическими успехами больше (если это так).

Эта перестройка мышления, наверное, должна происходить через mentorship, которого в БГУ я, наверное, недополучил. Поэтому и провел студенческие годы в непонятных занятиях вместо того, чтобы заниматься делом.

А калькулятор с 2003 года я тоже до сих пор использую. Только один раз менял батарейку :)

4/6 с PhD - это тоже очень хороший результат. Мне важно было подчеркнуть тот факт, что олимпиадники не заучки, которые только задачи на время умеют решать, а столкнувшись с реальной научной проблемой, никак не могут олимпиадные навыки применить. Исключения есть, но они редки.

О том, что наука очень далека от школьных олимпиад я соглашусь. Еще к твоим аргументам добавлю, что олимпиада - это спринт, набор гонок, кто за 3-5 часов больше решит. А наука, как правило, это марафон. Где даже не с другими учеными соревнуешься, а с самой природой. Для занятий наукой совсем другие черты характера могут понадобиться, чем для олимпиад. Иногда они совпадают, иногда нет.

Total synthesis бывает на спринт похож: кто быстрее синтезирует только что опубликованный natural product. Но потому я его часто называю спортом: за подобными соревнованиями бывает интересно смотреть, но сам я в них уже участвовать не хочу и серьезной наукой не считаю.

Батарейки я много раз в калькуляторе менял, но это уж вина производителей батареек, а не калькуляторов.

Как интересно. Я учавствовал во всесоюзных олимпиадах по химии в 83 и 84 годах, как сейчас бы сказали исключительно из любви к искусству науке. Никогда особо не готовился, читал много химических журналов, какие-то справочники, в общем далеко за пределами школьной программы. Конечно на всесоюзной олимпиаде обойти школьников из Москвы и Ленинграда было нереально, их готовили в МГУ и ЛГУ. У нас же в Киргизии даже не было химических кружков. Дома я кстати сам сделал простую хим лабораторию, в основном по неорганике. В итоге после физмат школы не прошёл по конкурсу в московский ФИЗТЕХ на биохим и попал в Ленинградский технологический институт, мне там всё нравилось, и лаборатории, и уровень обучения и профессура. Но первокурсников никто до науки особо не привлекал - отличие от зарубежных университетов. Может я бы и нашёл свою лабораторию но после 1 курса у нас абсолютно всех студентов призвали в армию на срочную службу на два года, прямо как во время войны, ну в принципе СССР тогда активно воевал в Афганистане. Вот после армии у меня надолго пропало желание что-либо учить хотя химия всё ещё нравилась.

На олимпиадах было очень интересно, народ обсуждал задачи, был дух соревнования но не победа любой ценой. Дарили книги по химии. Мне кажется самое инетресное в олимпиаде было поехать в другой город и встретить единомышленников.

Спасибо за вашу историю. Один из моих друзей так и говорил, что на олимпиады ездят города смотреть, а не задачки решать. Но я думаю, что каждый что-то свое в них находил.

Олимпиады очень сильно меняются. Я уже отмечал, что в плане самостоятельной подготовки к ним сейчас намного больше возможностей, чем было в 2002 году. С 80-ми я и не сравниваю. Тогда, чтобы достать примеры олимпиадных задач, действительно должно было повезти.

Мой отец - серебряный призер Всесоюзной олимпиады по химии 1963 или 64 года (точно не помню). До сих пор в свои 71 - химик, работает по специальности (закончил Химфак МГУ).

Спасибо, хороший пример.
Мне кажется, что организаторы олимпиад должны были бы сами собирать подобную статистику, чтобы доказывать, что олимпиады важны и полезны. Хотя, может, они потому не собирают, что с этим и так никто не спорит.

Йе Жу - в принципе, толковый чел, я с ним пересекался в аспере. Позиция в NUS - это весьма солидно.

Но можно ли сказать, что он, как победитель IChO, был на голову круче других аспирантов?
Наверно, я давно за химической литературой не слежу, а потому недооцениваю NUS. Если бы он стал профессором, например, в Калтехе, это вызвало бы у меня большее уважение.

С одной стороны, вроде молодцы, с другой, довольно скучная статистика, все весьма стандартно и шаблонно. Только ты выделяешься на общем фоне.

А про то, что олимпиадники в универе потом скучали и начинали дурака валять - как-то совсем грустно читать, вроде же мозги есть, дисциплина есть. Надеюсь, что с распространением учебных технологий за последние лет десять эта проблема поуменьшится. С другой стороны, интересно, сколько людей останется в химии в следующих поколениях олимпиадников. Впрочем, хочу верить, что в вашем году есть помимо тебя люди, которые проявили свежий взгляд на мир, пошли реализовывать свои идеи, и занялись прочим антрепренерством (когда же я уже запомню это слово и смогу его написать без гуглежки?!)

BS/MS/PhD - странные мерила успеха. Неизвестно, принесло это обладателям больше счастья и ментального удовлетворения или же мучительных экзистенциальных размышлений.

Я рад, что ты разделяешь мой взгляд, что человек с дипломом химика не обязан только химиком работать. Однако для имиджа химических олимпиад лучше, если их победители становятся успешными профессорами.

Я знаю как минимум одного золотого медалиста IChO из команды России 1996 года, кто ушел из науки в бизнес (http://bishelp.ru/rich/uspeh-12518/specificheskiy-biznes-tovary-dlya-ekstremalov). Уверен, что если поискать, то таких людей будет немало. Ученых намного проще нагуглить со всеми их статьями и сайтами групп, чем даже тех, кто ушел в индустрию. К тому же если бы я такой пост решил написать до 2013 года, то я сам был бы вполне себе постдоком. Вероятность уйти из науки, чем старше человек, тем выше.

У многих олимпиадников, кстати, с дисциплиной были большие проблемы. Они всегда меня удивляли, как при общем раздолбайстве они могут настроить себя на решение задач и подготовку к олимпиадам. Причем многие и потом продолжали оставаться раздолбаями, что не мешало им публиковать статьи и получать PhD.

получить грин карту...

(Anonymous)
а РФ массово азиатских рабов завозят... Вот и все "КГБисткие" перспективы!

Re: получить грин карту...

Ну, два человека из нашей команды в России остались. Не все так мрачно.

Я никогда дальше города не выходил, за исключением олимпиады Кенгуру. Решать много простых задач -- видимо мой формат.


У меня, кстати, до Texas Instruments был калькулятор, который мне подарили за участие в Кенгуру в 5 классе.
Вот мой брат такой же: олимпиады не любил. Ему лучше удается решать по-настоящему сложные задачи, над которыми надо днями сидеть.

Из международников моего года один умер, один ушел в медицину, еще одна родила двоих детей на трех первых курсах и работает где-то в офисе. Про еще одного не знаю.

У меня менделеевская самая высокая, без экзаменов в МГУ (за этим мне олимпиады нужны были - свалить). Диссертация в Хельсинки, после этого тружусь фотографом и техпереводчиком.

По-разному бывает.
Я про Менделеевские олимпиады ничего не пишу, так как сам в них не участвовал. Для этого надо было диплом 1-й или 2-й степени брать на Всероссийской в 9 или 10 классе. А я в 9 классе дальше города не прошел, а в 10-м у меня был диплом 3-й степени. Я даже всегда удивлялся, что смог потом попасть на международную олимпиаду. В другой год у меня не было бы шансов, так как туда попадали обычно те, кто уже с 8-9 класса по всем этим олимпиадам и сборам ездил. А в наш год почему-то меньше конкуренция оказалась.

Привет! Я тебе отправил имейл с несколькими вопросами по поводу подачи на грин-карту. Буду рад, если посмотришь. Твой FAQ читал, очень познавательно, но некоторые вопросы всё равно остались.