andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Category:

Как я разбирал Chronometer и нашел “пасхальное яйцо”

Кто чем занимался 31 декабря, а я разбирал класс Chronometer из стандартной библиотеки Андроида. Как раз в 11:30 pm закончил. И вот хочу поделиться, что нового я узнал, плюс порассуждать о своем прогрессе в обучении программированию в целом.

Я уже писал, что в прошлом году, наконец, решил серьезно учить программирование. Вначале цель была – “выпускать собственные приложения”, но постепенно, осознав размах задачи, я поменял ее на более реалистичную – “понимать код, который пишет мой брат”. Искать работу разработчиком я не собираюсь, что сильно ограничивает набор тем и инструментов для изучения.

Моему брату надоели баги в кросс-платформенном движке cocos2d-x, на котором написаны наши приложения, поэтому он переписывает код на нативную для Андроида Java. Я установил Android Studio и принялся тоже учить Java и Android по разнообразным туториалам и официальной документации, чередуя теорию с практикой, то есть с написанием собственных небольших проектов.

Во всех наших приложениях есть “Игра на время”, где надо дать как можно больше правильных ответов за одну минуту. Поэтому я счел необходимым научиться вставлять в свои проекты отсчет времени. Разумеется, такие штуки не придумать самому, а надо искать в интернете готовые решения и подгонять их под свои задачи. Решений оказалось много разных. Я скопировал некий код в свой математический квиз, потратил пару часов, чтобы заставить его правильно работать, и еще пару часов, чтобы разобраться, как именно он работает:


Цифры “9.9” в верхнем правом углу и есть обратный отсчет времени: у вас осталось меньше десяти секунд, чтобы перемножить 27 на 22.

Для другого своего проектика “Отгадай цифры” я попробовал другое решение, которое подсмотрел в одном из чужих проектов на github, – готовый андроидный виджит Chronometer (в toolbar справа):


Брат посмотрел на мои поделки и сказал: “А вот теперь разберись, как этот хронометр работает?”. “Как же я могу это сделать?” – спросил я. Я уже знал, что в Android Studio можно щелкнуть на любой класс, зажав Cmd, и он откроет определение этого класса, но для стандартных андроидных классов он открывал мне только заголовки методов, без их внутренностей.

Брат покачал головой, насколько можно быть тупым, чтобы полгода учить Android, и даже не установить его исходный код, который, как оказалось, полностью открыт, и может быть легко дозагружен из интернета. После чего на меня напало воодушевление: я же могу сейчас почитать код, который настоящие гуглеры пишут, а не какие-то чудики с гитхаба. И 31 декабря я сел разбирать Chronometer.

В моем ученическом представлении разобрать класс – это прочитать его код, понять все слова и что какой метод делает. Код у Chronometer – всего 400 строчек с пробелами и комментариями.

Тут мне пришла аналогия из химии – разбор полного синтеза. Понять все стадии, что на них происходит, какие реагенты используются и почему. И как понимание отдельных стадий не приведет к пониманию стратегии, почему именно таким путем синтезировали молекулу, и тем более не позволит самому придумывать такие синтезы, так и мой дилетантский разбор класса не позволит писать такой же код. Но без знания реакций и базовых химических концепций, тем более не удастся ничего сделать. На то она и учеба.

Первым делом я увидел, что Chronometer наследует от TextView. Год назад я не понял бы, что это значит. Поэтому я постараюсь писать как можно проще, а если вставлять куски кода, то только для иллюстративных целей, понимать его необязательно. В общем, Chronometer – это обыкновенный кусок текста на экране, но еще с несколькими дополнительными методами, которые и определяют, что в этом тексте будет написано.


public class Chronometer extends TextView {


И более того, сам механизм обновления текста через определенные промежутки времени такой же, как и в моем математическом квизе. Те самые Runnable, которые я два часа пытался понять:


    private final Runnable mTickRunnable = new Runnable() {
        @Override
        public void run() {
            if (mRunning) {
                updateText(SystemClock.elapsedRealtime());
                dispatchChronometerTick();
                postDelayed(mTickRunnable, 1000);
            }
        }
    };


А вот время они берут разное. У меня было System.currentTimeMilles() – число миллисекунд между текущим временем и 1 января 1970 года по Гринвичу. А в Chronometer оказалась другая функция SystemClock.elapsedRealTime(), которая возвращает число миллисекунд с последней загрузки устройства, что намного логичнее, так как я не хочу, чтобы автоматическая смена часового пояса или перевод часов самим пользователем сбил мой хронометр на пару часов.

Я стал читать про разные системы времени, встретил незнакомый мне модификатор native у elapsedRealTime(), но брат, с которым я делился своими разысканиями, сказал мне не лезть в такие дебри. Native – обращение к коду, написанному не на Java. Android как операционная система является разновидностью Linux, поэтому такие фундаментальные вещи, как системное время достается через код на C.

То же самое он сказал мне о словечке synchronized, которое используется как модификатор метода updateText(long now) в Chronometer. Что это нечто, связанное с многопоточностью и что мне о таком рано знать. И вообще непонятно, что оно в хронометре делает, потому что вывод текста на экран – это основной поток. Брат решил, что это баг.

А вот следующая функция isTheFinalCountDown() багом не была:


/**
     * @return whether this is the final countdown
     */
    public boolean isTheFinalCountDown() {
        try {
            getContext().startActivity(
                    new Intent(Intent.ACTION_VIEW, Uri.parse("https://youtu.be/9jK-NcRmVcw"))
                            .addCategory(Intent.CATEGORY_BROWSABLE)
                            .addFlags(Intent.FLAG_ACTIVITY_NEW_DOCUMENT
                                    | Intent.FLAG_ACTIVITY_LAUNCH_ADJACENT));
            return true;
        } catch (Exception e) {
            return false;
        }
    }


Из официальной документации класса Chronometer невозможно догадаться, что она делает. Проверят финальный ли это отсчет – что это значит?

Ответ есть в исходном коде. Моих познаний в Android уже было достаточно, чтобы понять, что при вызове этот метод попытается открыть в браузере YouTube, а там песню группы Europe “The Final Countdown” 1986 года. Популярную, судя по 500m+ просмотрам.

Зачем? Этим вопросом задавался не только я. Поэтому нашел обсуждение этого метода на Reddit, где все решили, что это так называемое “пасхальное яйцо” от разработчиков Google, добавленное, кстати, весьма недавно, в API 26 Android Oreo, вышедшей в 2017 году. Именно, чтобы заставить недоумевать, а потом улыбнуться тех, кто будет читать исходный код класса Chronometer.

Пользы от такого знания никакой, но почему-то именно в этот момент я решил, что не зря читал этот код. Намного полезнее мне было узнать, почему комментарии там написаны в таком странном формате с аннотациями типа @return. Официальная документация автоматически генерится из них с помощью программы Javadoc. То есть к исполняемому коду этот @return отношение не имеет, но позволяет писать комментарии к каждому классу и методу один раз в коде, а html для сайта со всеми гиперссылками получится автоматически.

А глобальный вывод в том, что в классе Chronometer нет ничего магического, чего я не смог бы сам воссоздать через TextView или собственный класс. Тем более оказалось, что в Chronometer нельзя задать формат, который показывал бы десятые доли секунды, как мы делаем в своих эппах. А когда знаешь, как он работает, то можешь и такую функциональность добавить и многое другое. У меня есть желание еще какой-нибудь несложный класс разобрать. Это как читать настоящие статьи вместо учебника по химии.

Но если продолжать сравнения, я со своими недоприложениями, которые нельзя в таком виде публиковать, и знанием, что каждое слово значит в Java, сейчас нахожусь на той же стадии обучения, где находится химик, который знает кучу химических реакций, умеет ставить их в лабе, но не умеет делать хроматографию и разбирать ЯМР. Он может побеждать на олимпиадах, сдавать экзамены и пройти практикум по органике на третьем курсе СПбГУ, но в реальном синтезе он не уйдет дальше первой стадии. Ни продукта выделить не сможет, ни понять, какая его структура и насколько он чистый.

Можно заявить, что это уже не органика, а аналитика. Настоящая химия – это смешивать реагенты, а не гонять колонки. Но это не так. Вот и в программировании настоящая работа для меня еще и не начиналась. Я все еще барахтаюсь на учебном уровне, где все работает. А дальше надо заниматься скучными, сложными вещами: архитектурой, дизайном, тестированием.

Научиться переворачивать свое приложение из portrait в landscape, чтобы все сохранилось и не поплыло, кажется такой мелочью по сравнению с логикой игры. Но мой брат эту логику может написать за пять минут, а сидит и думает он как раз над такими вещами, как все лучше сделать, чтобы все работало быстро на всех устройствах.

Помучившись, я переворачивание сделал, но я сам знаю, что у меня есть баг: эпп вылетает, если перевернуть во время “экрана победы”. И мне под силу этот баг исправить, но так не хочется. Я же не собираюсь этот проект публиковать.


Зато сегодня с утра за полчаса добавил в toolbar сердечки-жизни, которые гаснут с заполнением каждого ряда. Вот такое я уже умею. Научусь и с багами воевать. Когда-нибудь. Главное не грузить себя до потери всякой мотивации учиться.
Tags: android, java, programming
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments