andresol

andresol 8 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Дильс–Альдер и при чем тут Брейгель

В посте о загадочных картинках химики быстро разгадали химический смысл, зато нехимик угадала Питера Брейгеля Старшего (1525/30–1569), чья картина ”Нидерландские пословицы” дала мне идею для серии рисунков, которые по аналогии назовем “Именные реакции”. На своей доске Брейгель изобразил маслом более ста пословиц (список в английской Wiki содержит 126 догадок искусствоведов), вот, например, пословица “Кто-то стрижет овец, а кто-то – свиней”, которая имеет тот смысл, что одни публикуются в Nature, а другие – в “Вестнике”:


Сама картина полна мелких деталей и загадочных сцен. Я размещу здесь ее в виде ссылки на файл размером 5649 х 4000 пикселей, чтобы ее можно было открыть в отдельном окне и внимательно рассмотреть:



Обычно у Брейгеля я могу догадаться, что происходит, но “Нидерландские пословицы” показались мне настолько загадочными, будто человек, не знающий химии, смотрит на химические формулы. Что передо мною формулы, я понимаю, но что они значат – надо читать и разбираться. Вот некоторые из них:




Вторая, например, расшифровывается как “Она надевает на мужа голубой плащ” (= она изменяет мужу). Такой пословицы в известных мне языках не сохранилось. Изначальное название картины было “Голубой плащ или Глупость мира”. Сам Брейгель, конечно, никаких буклетов с подписями, где какая пословица, не оставил.


В сети можно найти подражания Брейгелю, где люди в меру своего художественного умения изображают китайские пословицы или идиомы современного английского. Может, и русские пословицы кто-то нарисовал. Но по сравнению с Брейгелем мне все это современное подражательство не понравилось. Вот у него чудики, так чудики. Их мне интересно разглядывать. И в мою голову пришло, что пословицами в органической химии будут именные реакции. Не собираясь рисовать сто штук маслом, я набросал быстрый эскиз из предыдущего поста, и для меня было естественным начать с реакции Дильса–Альдера:


Стал сочинять этот пост и понял, что не могу объяснить, почему именно Дильс–Альдер. Сам я эту реакцию никогда в лаборатории не ставил (но я такой химик, что вообще мало, какие реакции проводил). Ее еще называли “реакцией без механизма”, потому что она не вписывалась в классическую схему, где реакции делились на ионные и радикальные. Пришлось выделять третью категорию – перициклические реакции.

При этом и важного промышленного применения Дильс–Альдер не имеет, и в биологических системах ее нашли только лет двадцать назад вместе с соответствующими ферментами дильс-альдеразами. Но она настолько широко применялась в полном синтезе, начиная с синтезов стероидов Вудвордом, и столько вокруг нее можно накрутить вещей, связанных с механизмами и стереохимией, что это такой “голубой плащ” моей композиции.

А дальше я ориентировался не на Брейгеля, а на свое внутреннее представление, кто такие Дильс и Альдер. С самого начала, как я с этой реакцией познакомился, я понимал, что это два немецких ученых, которые ее открыли. Но у меня иногда странные ассоциации рождаются, поэтому я стал думать, что Дильс отвечает за диен (на схемах реакции его обычно изображают слева), а Альдер – за диенофил. Поэтому я даже выбрал в качестве диенофила на картинке альдегид, чтобы тоже была перекличка с фамилией.


Так как я не знал никаких других химических достижений Дильса или Альдера, то так и отложились они у меня в сознании, как неразделимый образ. Такие Дон Кихот и Санчо Панса, как на рисунке Пабло Пикассо:


Но когда я их нарисовал, то понял, что они больше напоминают мне Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича из повести Гоголя. Была у нас в детстве книжка вот с такой иллюстрацией:


Настоящие же Отто Дильс и Курт Альдер выглядели так:


Но это когда они получили Нобеля в 1950 году, а когда они открыли эту реакцию в 1928-м, работая в Кильском университете, то могли выглядеть как-то так:)


Альдер получил PhD с Дильсом за два года до этого и продолжил с ним работать, получается, в качестве постдока. По реакции, обессмертившей их имена, они опубликовали несколько десятков статей, но их биографии в Wikipedia крайне лаконичны. Обычно если человеку привелось жить в Германии с 1933 по 1945 год, там есть, что рассказать. Об этой части их жизни Wiki умалчивает. Я почитал, что через несколько лет после открытия реакции Дильс с Альдером рассорились (прямо как ИИ с ИН), Альдер не мог найти позиции в академии, потому что Дильс не давал ему рекомендации, и сам Альдер не хотел вступать в нацистскую партию, поработал в индустрии, но в итоге стал профессором в Кельне. Дильс ушел на пенсию в начале войны, но в 1945 году кратко вернулся, чтобы помочь возродить органическую химию в потрепанном Кильском университете. С Альдером помирились они только, когда им дали Нобеля.

Но вот, что мне самому интересно: почему у меня Дильс (если диен держит он) – худой, а Альдер – толстый. С точки зрения электронной плотности обычно диен электроноизбыточный, а диенофил электронодефицитный. Будем считать, что я изобразил inverse electron-demand Diels–Alder reaction. Разумеется, если бы я хотел продолжать перерисовывать Брейгеля, то я нашел бы у него пару “толстый–тонкий”. Я столько за эту неделю его картин пересмотрел, что, кажется, у него можно найти любой сюжет. Вот, к примеру, еще одна его большая картина ”Битва Масленицы и Поста”:



Слева мы видим трактир, где все веселятся и пьют. Справа – церковь, где все молятся с постными рожами и завесили покрывалами скульптуры до Пасхи. Можно видеть в картине аллегорию борьбы протестантов с католиками (весьма актуальную для Фландрии 16 века) или противостояние республиканцев с демократами, но мне нужны вот эти двое по центру, которые собственно и изображают битву из названия картины:


Надеюсь, мне не надо объяснять, где тут Carnival, а где Lent. И вот когда я наткнулся на эту сценку в пятницу вечером, то понял, что мои Дильс с Альдером могли бы выглядеть как-то так:


Но это было бы уже совсем откровенное воровство брейгелевских персонажей, поэтому оставлю тех, что есть.

Ошибка

Картинка по умолчанию

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

При отправке формы будет произведена невидимая проверка reCAPTCHA.
Вам необходимо соблюдать Политику конфиденциальности и Условия использования Google