andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Category:

Брамс, Чайковский и другие


Несколько солнечных дней, и снег исчезает с питтсбургских улиц со стремительной быстротой. Может, кого-то в низине это не радует, но у нас на холме сухо и светло. Грязные кучи из соли и снега еще видны вдоль дорог, но они никому не мешают: ни машинам, ни пешеходам. Вероятно, снегопад 25-26 февраля был последним этой зимой. Весна уж на дворе.

Нанесенный снегом ущерб в виде отмененного 6 февраля концерта в Pittsburgh Symphony был компенсирован правом выбрать билеты на какой-нибудь другой концерт. Они еще и добавили дополнительный день для Третьей симфонии Малера в июне, но мы на нее и так собирались. Так что выбрали концерт 5 марта: тональная поэма «Святой Франциск из Паолы» Листа, симфония Гайдна № 56, антракт и второй фортепианный концерт Брамса.

Дирижировал Джанандреа Нозеда, которого в люди вывел Гергиев. Нозеда много лет был главным приглашенным дирижером Мариинского театра, но мы его никогда там слышали. Начал он с краткой вступительной речи, в которой не только попросил не путать Святого Франциска из Паолы с Франциском Ассизским, не только порассуждал о том, где эта самая Паола расположена, но и пересказал легенду, легшую в основу поэмы Листа. Если кратко, то Святой хотел перебраться из Калабрии на Сицилию, рыбаки не дали ему лодку, и он, постелив плащ на воду, переплыл туда сам. Так как плыть там было всего 3 км, то и поэма вышла на 10 минут, потому и исполняли ее первой. Мне, между прочим, понравилось. Дома я слушал фортепианное переложение (неизвестно, написал Лист поэму для фортепиано или для оркестра) и заявляю, что оркестровое исполнение несравнительно ярче и выразительнее.

Потом часть музыкантов ушла перекуривать, так как Гайдн не требует больших человеческих ресурсов, и потянулась Пятьдесят Шестая симфония. Гайдн однообразен. Разве мог он написать сто хороших симфоний, если громадина Бетховен создал только девять? Удивительно, что Гайдна так часто ставят в концерты. У некоторых людей при упоминании классической музыки в голове представляются заунывные пиликанья Гайдна. В общем, нам он не нравится, и можно было подремать. Поездка в Нью-Йорк в прошлые выходные привела к тому, что всю неделю я чувствовал усталость и нежелание заниматься серьезными делами.

После антракта Джонатан Бисс, молодой американец из музыкальной семьи, исполнил Второй фортепианный концерт Брамса. Лучше было бы попасть на скрипичный концерт Брамса, но тот пропал из-за снега, а на этот мы, как я указал, изначально не собирались. Дремота продолжала отвлекать меня от прослушивания музыки, особенно второй и третей части. Но более живые первую и четвертую части я так и быть прослушал. Там же в четвертой части звучит тема из Heroes of Might & Magic III из города Wizard'a. Бисс обошелся без биса, так как после серьезного концерта и бис должен быть серьезным, а все уже домой хотели.

В следующие выходные мы опять идем в PSO.


13 марта

И действительно сходили, то есть съездили.

Весь день лил небольшой дождь, так что мы даже взяли с собой зонтик. Главное было не забыть его после концерта. Также мы принесли свои программки, которые не изменились с прошлого раза.

Дирижировал опять Нозеда, но в этот раз с приветственной речью он не обращался, а сразу приступил к увертюре Россини к опере «Золушка». У Россини все увертюры очень мажорные и часто не связаны с основным сюжетом. Сей факт позволял композитору экономить время, используя для новых опер увертюры, написанные к старым. Вот и исполненная музыка могла быть увертюрой к «Золушке», вполне могла быть увертюрой к «Моисею», а оказалось увертюрой к фортепианному концерту Моцарта №19. Такой Моцарт всяко лучше Гайдна. Ему бы меньше шутить, а больше следовать классикам. И я, хотя казалось бы выспался в выходной, начал клевать носом. Что это за оркестр с шестью духовыми и даже без литавр? Полупустая сцена. Зрительный зал тоже был далеко не заполненным. Отчасти поэтому, солист Бенджамин Хокман так биса и не сыграл. Поставил себя выше питтсбургской публики и посчитал, что три вызова на поклоны недостаточно.

Зато во время второго отделения я почти не спал. Третья симфония Чайковского – вещь быстрая и громкая. Нозеда сделал ее еще более быстрой и громкой. Прыгал, махал руками. Нет ничего удивительного в том, что его стиль дирижирования напоминает гергиевский. И музыканты заполнили всю сцену, а не жались в тесный круг вокруг солиста. Разве что медь гремела местами громко и резко. Ну, на то она и медь. А вот арфы не было. Не нужна она для Третьей симфонии. В следующем сезоне PSO будет Пятая симфония. Обязательная к посещению.

А в следующие выходные Pittsburgh Opera возвращается в Benedum Center с «Кармен» Бизе, а мы возвращаемся в Pittsburgh Opera в качестве зрителей.

Tags: brahms, music, pso, tchaikovsky
Subscribe

  • Апрельские итоги

    1. Продлили договор аренды ещё на год до мая 2022 года. Мы живём в Сиэтле с декабря 2015 года, и в бытовом плане нас текущая квартира устраивает. Нас…

  • Картины и Динозавры

    1. Какую из следующих четырёх картин написал Ганс Гольбейн Младший? Я давно хотел создать викторину по картинам. Но изучение рынка показало, что…

  • Япония обогнала Швейцарию и скоро обгонит Россию

    Это я выписал доходы наших приложений по странам за прошедший год (с середины декабря 2019 года). Мне были интересны два вопроса: 1) Повлиял ли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments