andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Categories:

«Граф Ори» в Мет

В прошедшие выходные мы в очередной раз съездили в Метрополитен-оперу. В отличие от октябрьской поездки мы посетили всего один спектакль – оперу Россини «Граф Ори» (Le comte Ory). Мы и на дневное представление «Золота Рейна» с удовольствием сходили бы, но доставать билеты на вагнеровское «Кольцо» или даже его части надо заранее, а мы в этом сезоне припозднились.

Во всем остальном логистика нашего путешествия не претерпела изменений. По стандартному пути US-22 – I-80 мы добрались до Parsippany, NJ, где забросили в отель сумку. Мы вернулись в Hampton Inn, что на Hilton Court, где всегда останавливались раньше, так как оттуда удобнее всего добираться до железнодорожной станции South Orange. Поезд припоздал минут на пятнадцать, но у нас было полно времени в запасе.

Народу на платформе и машин на парковке было больше, чем когда-либо, но до этого мы всегда оказывались в South Orange в более холодное и темное время года. Однако же холодная весна 2011 года накрыла собой не только Пенсильванию, где на некоторых участках US-22 все еще лежал снег, но и соседние штаты. Так что пришлось ехать в куртках, и никаких признаков цветения-зеленения пока не замечается.


В Нью-Йорке как обычно толпы туристов и такси.


Мы опять тупо пошли по Седьмой авеню, через Таймс-сквер,

по Бродвею

до знаменитой Ray’s Pizza, где можно весьма вкусно и обильно поесть за полчаса. Традиционно заглянули во все еще по-зимнему мрачный Центральный парк

и в сгущающихся сумерках пришли к театру.

Те спектакли, на которые мы приезжаем в Мет, можно разделить на две условные категории: мы идем на конкретную оперу (композитора) или мы идем на конкретных исполнителей (певцов или дирижера). Иногда к ним «в нагрузку» можем захватить близлежащие представления, так как и в этот раз мне показалось, что таскаться в Нью-Йорк (7–8 часов в одну сторону) ради одной оперы как-то слишком расточительно по времени.

Так вот, «Граф Ори» был той оперой, на которую мы шли послушать перуанского тенора Хуана Диего Флореса. Он еще относительно молод, но весьма известен и уважаем за выдающееся исполнение белькантовского репертуара, в первую очередь Россини и Доницетти. Поет он в Мет регулярно каждый год, и народ на него ходит. Мне он был хорошо известен по записям, так что рано или поздно стоило сходить его послушать живьем, хотя оперы, в которых он участвует, не самые для нас интересные.

«Граф Ори» оказался предпоследней оперой Россини, дальше он только «Вильгельма Телля» напишет и уйдет на продолжительную пенсию. «Граф Ори» – это переработка другого россиниевского сочинения «Путешествие в Реймс», которое было написано для коронации Карла (Шарля?) Десятого (после низвержения Наполеона во Франции ненадолго восстановилась власть Бурбонов), и по сути представляет собой набор арий и ансамблей, а не целостное драматическое произведение. Слепленное на скорую руку либретто казалось слишком примитивным для театра, вот Россини с помощью Эжена Скриба решил все это переделать в «настоящую» опера, на французском, разумеется, языке.

«Путешествие в Реймс» было на 150 лет потеряно, а когда его в конце двадцатого века нашли оказалось, что вся музыка известна по «Графу Ори». Тогда стали ставить «Путешествие» отдельно, и мне оно знакомо гораздо лучше. Его даже Мариинский ставил, хотя мы так их постановку и не посетили. И вот на мой дилетантский взгляд «Путешествие» лучше «Графа». Сюжет, наоборот, несколько необычен для оперы, не настолько банален. Вся стоящая музыка в «Графе» перекочевала туда из «Путешествия», но зато добавились скучноватые затычки, сшивающие музыкальные номера. Метрополитен до этого никогда не представлял «Графа Ори» на своей сцене, а тут надо было что-то откопать для Флореса.

Ну, так что ж Флорес? Выглядит и звучит он как в записях, то есть хорошо, лучше всех в тот вечер. Не скажу, чтобы пел он громко, то есть результат получился для нас весьма ожидаемый. Вместе с ним на сцене солировали сопрано Диана Дамрау, которую мы уже два года назад в «Риголетто» слушали, меццо Джойс ДиДонато и бас Микеле Пертузи. Все более-менее со своими ролями справились, но опять же нет никакого впечатляющего ошеломления, от которого хочется что есть силы хлопать в ладоши. Разве что громким голосом порадовал молодой баритон Stephane Degout (имя подсмотрел в программке), певший друга графа Ори по имени Рэмбо (Raimbaud).

Да и дирижер (некто Маурицио Бенини) выступил как-то слабовато. Не было в исполнении россиниевского драйва, что особенно заметно в сравнении финала первого акта с лучшими исполнениями той же музыки в «Путешествии в Реймс». Почему-то певцы не могли петь одновременно быстро и громко, а зачем тогда за Россини браться. Можно, конечно, предположить, что сидели мы не на самых привычных местах, в Grand Tier – так это чисто геометрически еще ближе к сцене. Так что мне проще свалить всю вину на режиссера представленного действа Бартлетта Шера. От его унылой безыдейной постановки кому угодно расхочется напрягаться.

Я уже критиковал режиссуру Шера, когда писал о «Сказках Гофмана», которые мы смотрели здесь же в Мет. Казалось бы, самые подходящие оперы для реализации творческих замыслов, а вот Шер может только внести бессмысленное мельтешение и беготню. Все, что в постановке кажется удачным, напрямую взято из либретто и задействовано в бесчисленных предыдущих постановках. Идея была обставить действие не как сцену из эпохи Крестовых походов, а как «представление в представлении»: театр времен Россини, в котором ставится его новая опера «Граф Ори». Но все эти слуги, шатающиеся вокруг пустой сцены с деревьями в кадках, никакой светлой мысли и чувства не порождают. Единственно забавно вышло во время непременной грозы, когда они открыто демонстрировали нехитрые театральные приемы вроде гремящего листа металла, ветряной завывающей машины и дешевой пиротехники.

Так что в следующий раз мне понадобятся действительно веские доводы, чтобы пойти на оперный спектакль, поставленный мистером Шером. Да и на Флореса больше рваться не буду: поставил галочку напротив его имени, а идти на него снова или нет, будет зависеть от того, что он поет и с кем.

После окончания спектакля у нас было еще полтора часа до отправления поезда NJ Transit'а: по субботним вечерам они ходят нечасто. Было уже темно, есть не хотелось, так что мы просто пошатались по Центральному Манхэттену по 6-ой авеню до 20-ой улицы и оттуда на вокзал Penn Station. До отеля добрались без каких бы то ни было приключений, в воскресенье поднялись в 8 утра и после завтрака докатили до Питтсбурга за шесть часов. По дороге заправлялись в Ebensburg, PA по уже $3.65 за галлон. Чуть ли не впервые полный бак обошелся больше, чем в $50. Так как долгая дорога приносит определенную усталость, то остаток дня был посвящен чтению блогов, переработке очередной статьи по карбен-боранам и заполнению налоговых деклараций.

В Нью-Йорк в этом театральном сезоне мы больше не собираемся, а что будет осенью, а тем более следующей весной, пока совершенно не ясно. Программу Мет уже объявил. Ничего такого, на что надо идти кровь из носу, я там не нашел, но три потенциальных цели наметил.
Tags: met, music, nyc, rossini
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments