andresol (andresol) wrote,
andresol
andresol

Category:

Grand finale at PSO

Рассказы о NOS будут продолжены на следующей неделе, а пока не забыл надо кратко написать о последнем в этом сезоне концерте в Pittsburgh Symphony. Уже на следующий день после возвращения с конференции, со все еще усталой головой, я пошел слушать музыку.

Для Grand Finale маэстро Хонек выбрал произведения известные и не очень известные. Открывало вечер сочинение немецкого композитора Вальтера Браунфельcа, которое полностью называется «Фантастические видения на тему Гектора Берлиоза» и написано в 1914–1917 годах. Идея произведения пришла к композитору после того, как он послушал драматическую легенду Берлиоза «Осуждение Фауста». Особенно его поразила мефистофелевская песня о блохе. Эта тема не отпускала Вальтера даже в окопах Первой мировой, и в итоге были созданы 12 вариаций для оркестра, названные видениями.

Все произведение длится 50 минут, но Хонек выбрал шесть-семь лучших частей, минут на двадцать пять. Вообще, если бы художественный руководитель PSO не любил музыку Браунфельса, то она никогда бы в Питтсбурге не прозвучала. Ныне этот композитор, которого в 1920-е ставили на равных с Рихардом Штраусом, позабыт, и я впервые услышал о нем в связи с этим концертом. Но музыка оказалась весьма приятная для прослушивания, хотя не покидают ощущения, что тут цитируется не только Берлиоз, но и с полдюжины других композиторов.

В первом отделении за Браунфельсом последовал традиционнейший Бетховен: Четвертый фортепианный концерт в исполнении Эмануэля Акса. Этот пианист выступает с PSO регулярно: мы его слушали в январе 2010 года, причем играл он тоже концерт Бетховена (Пятый). Тогда я особо не нашелся, что сказать, да и сейчас не берусь говорить о музыке как таковой. Это музыка для души, а не для ума. Бетховен действует на меня настолько умиротворяюще, что сразу перестала болеть уставшая с дороги и бессонницы голова, и меня совершенно перестало тянуть спать. Публике тоже все понравилось, и громогласными продолжительными аплодисментами Акс был без труда зазван сыграть бис.

Фотоаппарат я в тот день не взял, так как по Даунтауну ходить не собирался. И только проходя мимо портрета Уильяма Стайнберга, главного дирижера PSO в 1952–1976 годах, вспомнил, что обещал его сфотографировать. Но даже если бы фотоаппарат оказался при мне, задача была бы не из простых: мало того, что в том углу темно, так еще другие слушатели толпятся кругом. Но раз обещал, значит, осенью сфотографирую. Потому что неожиданно обнаружился выход из Heinz Hall'а в огороженный двор с водопадом и современной скульптурой, которые тоже хотелось бы запечатлеть.

Во втором отделении сыграли Четвертую симфонию Брамса. Музыка тоже мне весьма знакомая, хотя питтсбургский оркестр звучал несколько иначе, чем в записях, которые я слушал до этого. Мне всегда обычно нравятся самые быстрые и веселые части, потому в Четвертой Брамса мой фаворит – скерцо, третья часть.

И с автобусом до дома мне повезло. Хотя народу на остановке скопилось так много, что 71D загружался четыре минуты. Как раз успел подойти свободный 71A, который мне еще лучше подходит.

Сезон 2010–2011 в PSO для меня закончился. И вообще на какой-либо концерт я не собираюсь до сентября. Если подводить итоги сезона, то есть выделять наиболее понравившееся и запомнившееся произведение, то я вынужден отметить целую тройку:
1. Пятую симфонию Чайковского.
2. Реквием Верди.
3. Первый скрипичный концерт Шостаковича.

А если еще шире брать, то нельзя не упомянуть «Сад космических размышлений» Гандольфи и традиционный штраусовский концерт на День Благодарения. То есть сезон вышел крайне удачным. Надеюсь, что в тех местах, где мне придется постдочить, у меня тоже будет возможность ходить на концерты.
Tags: beethoven, brahms, braunfels, music, pso
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments